Труд проходчика тяжел и опасен. Но он окупается сторицей: автомобильные тоннели, проложенные в мегаполисах, через горные массивы, под землей и под водой, разгружают трафик, сокращают время на дорогу, открывают новые пути, связывая народы и государства
В ДОЛИНЕ ЦАРЕЙ И В ЦАРСТВЕ АИДА
У некоторых людей тоннель вызывает чувство тревоги: что-то чуждое, потустороннее видится в его черном зеве. Собственно, первые тоннели строились, главным образом, как сакральные сооружения. Большого мастерства в тоннелестроении достигли египтяне. С помощью медной пилы, долота, бура и наждачного порошка они прокладывали многометровые тоннельные гробницы для фараонов. Например, чтобы попасть к месту погребения Мернептаха (постройка 1220 г. до н. э.), нужно было преодолеть тоннель в 107 м, спуститься в шахту и пройти по другому тоннелю еще 92 м. Через тысячу лет буддийские монахи и индуистские брахманы начали строить в Индии храмы и монастыри, вырубая их в скалах. Зачастую их называют «пещерными», хотя в действительности это рукотворные ...
Полностью статью можно прочитать в № 10 2024 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: