Завершение срока реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» к концу текущего года — значимое событие для дорожной отрасли.

Эксперты еще долго будут оценивать его итоги, которые во многом превзошли все ожидания, не раз вспомнят этапы шестилетнего периода действия нацпроекта БКД. Эта аббревиатура вой­дет в историю, олицетворяя собой единую для всей страны концепцию развития дорожной сети. Но начинания и наработки нацпроекта, когда строительство, модернизация и ремонт дорог стали драйвером развития отечественной экономики, повышения качества жизни россиян, не канут в Лету. С начала следующего года мероприятия и цели БКД будут реализовываться в составе нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Ну а нам сейчас самое время оценить то, что было сделано за шесть лет, вспомнить наиболее яркие моменты и ключевые объекты этого насыщенного периода, когда профессионализм дорожников и мостостроителей, грамотная работа по организации производственного процесса и бесперебойное финансирование позволяли сдавать масштабные объекты с опережением сроков и с надлежащим качеством.

Превзошли ожидаемые результаты

По данным Росавтодора, с 2019 по 2023 год в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в России построено и отремонтировано более 88 тыс. км. автодорог, общая площадь укладки дорожного покрытия составила 717 млн кв. м. А к концу этого года суммарная протяженность отремонтированной, модернизированной и построенной в 84 субъектах РФ дорожной сети превысит 100 тыс. км. Одно из главных достижений нацпроекта БКД — обеспечение транспортной доступности к социально значимым объектам, что напрямую влияет на качество жизни россиян. В этом и заключалась основная цель нацпроекта, Так, за б лет в субъектах РФ обновили свыше 5тыс. объектов, ведущих к образовательным и детским досуговым учреждениям, более З тыс. участков улиц и трасс, ведущих к больницам, поликлиникам, амбулаториям и роддомам, свыше 2 тыс. участков дорог, ведущим к местам туристического осмотра.

Не менее важный фронт работ — обновление мостов и путепроводов. Только в 2024 году намечено по нацпроекту привести к нормативам 49,6 тыс. пог. м искусственных сооружений, расположенных на региональной и местной дорожной сети, и еще 11,3 тыс. пог. м — реконструировать и построить. Работы ведутся не только на крупных объектах, но и на небольших мостах, играющих важную роль в обеспечении транспортной доступности.

Нацпроект позволил регионам решать те вопросы, которые стопорились долгое время. На протяжении нескольких лет в субъектах РФ были приведены в порядок сотни участков улично-­дорожной сети в городских агломерациях, строились и ремонтировались транспортные развязки и искусственные сооружения. Работы на объектах, как правило, выполняются комплексно: специалисты не только обновляют дорожное полотно, но и обустраивают элементы дорожной инфраструктуры. В результате она постепенно становится более современной, надежной, что, несомненно, положительно сказывается на общем развитии регионов и комфорте жителей.

Если на старте нацпроекта доля дорог городских агломераций в нормативном состоянии составляла 44%, то к концу 2023 года этот показатель превысил 82% (при плановом значении 81%), а на финише 2024-го ожидается 85%. По предварительным оценкам, аналогичный показатель по региональным дорогам за шесть лет увеличится с 43,6% до 54%. Реализовать амбициозные задачи, стоящие перед дорожным хозяйством, позволяют имеющиеся у отрасли инструменты и ресурсы. В их числе — усовершенствованная нормативно-­техническая база, наработки по использованию новых материалов и технологий, цифровое управление, кадровая база и дорожное образование.

Комфортный и быстрый проезд

Если для жителей мегаполисов слаборазвитая дорожная сеть обостряет проблему автомобильных пробок и потери времени, то для людей, живущих в малых городах и сельских поселениях, транспортная доступность — это прежде всего отсутствие стабильной связи с внешним миром. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Во многом именно от уровня развития объектов транспортной инфраструктуры зависит качество жизни населения муниципального образования. Эта зависимость особенно ощутима в малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек, которые составляют более половины от общего числа городов России. Огромные территории оказались бы незаселенными, выпавшими из социальной сферы, если бы не расположенные на них небольшие города и села. И многое, конечно, зависит от того, насколько комфортны, быстры и надежны транспортные коммуникации, которыми они связаны друг с другом и с более крупными городами. На укрепление дорожных коммуникаций и направлен нацпроект, благодаря которому продолжаются работы по строительству, реконструкции и ремонту участков региональных и местных дорог и искусственных сооружений на них.

Вот, к примеру, на территории Владимирской области находится целая россыпь небольших городов с богатым историческим наследием и неповторимым обликом. В их числе Суздаль, Гороховец, Муром, Ковров, Боголюбово, Александров, Гусь-­Хрустальный, Карабаново, Киржач, Кольчугино, Петушки, Покров, Струнино, Вязники и другие населенные пункты, где уровень развития социальной и транспортной инфраструктуры значительно уступает таковому в крупных городах. На исправление этой ситуации в том числе направлен нацпроект «Безопасные качественные дороги». Его реализация во Владимирской области в последние годы шла полным ходом. Так, только в 2023-м дорожные работы велись на четырех участках трассы Владимир — Юрьев-­Польский — Переславль-­Залесский и четырех километрах дороги Сенинские Дворики — Ковров — Шуя — Кинешма. Помимо этого, были приведены к нормативу участки автодорог Хохлово — Камешково — Ручей и Кольчугино — Киржач, Ундол — Копнино — Жохово и Колокша — Кольчугино — Александров — Фетинино, а также отрезок трассы от автодороги М‑7 «Волга» до железнодорожного переезда в городе Петушки. Дорожники привели в порядок и участки дорог Колокша — Кольчугино — Александров — Верхние Дворики, Дубки — Киржач, М‑7 «Волга» — Болдино и Малышево — Красная Горбатка.

Комфортный и быстрый проезд к малым городам даст возможность туристам активнее посещать эти уникальные заповедные места, чтобы прикоснуться к истокам наших традиций, самобытности, национальной культуры.

Учитывая мнения граждан

При выборе объектов дорожного ремонта в Ярославской области, как и во многих других регионах, учитываются мнения местных жителей. Так был приведен в порядок участок дороги Каплино — Шельшедом — Рублево, ведущей к поселку Варегово. На качество этой трассы годами жаловались местные жители, 10 км пути приходилось преодолевать более часа. Теперь подъезд стал более комфортным и безопасным. Большой объем работ был выполнен на дороге Новое — Мышкин с подъездом к деревне Девницы и паромной переправе в деревне Борок. Приведен в порядок и участок дороги Туношна — Бурмакино, продолжен ремонт участков трасс Остапково — Заозерье — Колокарево — Старое Волино и Говырино — Дмитриевское — Нагорье.

Высокую социальную значимость в Ярославской области имеет и автодорога Углич — Некоуз — Брейтово, соединяющая четыре муниципальных района. За три года были приведены в нормативное состояние более 50 км этой трассы в Мышкинском, Брейтовском и Некоузском районах. В 2023 году работы велись на участке длиной около 30 км. Среди социально значимых объектов ремонта были участки трасс Углич — Маймеры, Рыбинск — Арефино, Киндяки — станция Лом — Большое Село. Было завершено строительство нового участка дороги в обход города Гаврилов-­Ям. В Тутаеве, где немало памятников культурного наследия, отремонтировали проезжую часть по улице Соборной и очередной участок улицы Моторостроителей. На региональных объектах нацпроекта сделан комплексный ремонт, включавший не только замену покрытия, но и обустройство остановочных площадок, тротуаров и пешеходных переходов, установку дорожных знаков и барьерного ограждения. На некоторых объектах проведено усиление дорожного основания методом холодной регенерации.

Активные дорожные работы велись на территории старейшего города России Торжка, что в Тверской области. В числе других объектов была отремонтирована часть улицы Загородной, ведущей к местному ЗАГСу. Приведены в порядок улицы Огородная, Спартака, Свердлова. На последней полностью заменено асфальтовое покрытие, отремонтированы тротуары с учетом передвижения маломобильных групп населения. Для слабовидящих обеспечили понижение бордюров, установили тактильную разметку и специальные ограждения для безопасного передвижения пешеходов. А еще два года назад в Торжокском районе по нацпроекту отремонтировали дорогу Торжок — Раменье протяженностью 24,2 км. Она связывает между собой населенные пункты Тверецкого сельского поселения и Торжок. По ней проходят маршруты пассажирских и школьных перевозок.

В Богородском районе Нижегородской области в рамках нацпроекта отремонтирован участок трассы Ушаково — Венец. Дорогой пользуются не только жители близлежащих населенных пунктов, но и работники сельхозпредприятия: здесь курсирует автотранспорт, на котором подвозят корм для коров и вывозят на реализацию молочную продукцию. Как отмечают на предприятии, до ремонта состояние дороги было таким, что весной и осенью на ней могла застрять даже грузовая машина. Приведение дороги в порядок улучшит качество жизни в расположенных рядом населенных пунктах и сделает более доступными для жителей и гостей региона замечательные виды на пойменные луга реки Оки.

Ремонт почти 400 км региональных автодорог по нацпроекту в 2024 году ведется в Нижегородской области. Так, приводятся в порядок участки межмуниципальной дороги Сергач — Гагино, трассы Большая Ельня — Ольгино, объездной Дзержинска, а также протяженных отрезков дорог Красные Баки — Варнавино — Белышево — Ветлуга (26,2 км) и Кулебаки — Валтово — Салавирь — Петров Мост (19,3 км). В прошлом году нижегородские дорожники сработали с опережением плана. Среди досрочно отремонтированных дороги Ключищи — Шилово, Ряжск — Касимов — Муром — Нижний Новгород и подъезд к деревне Дубенки в Богородском округе; трасса Урень — Шарья — Никольск — Котлас в Ветлужском округе, подъезд к поселку Красный Восток в Воротынском округе; дороги Воскресенское — Русениха — Будилиха в Воскресенском округе, Работки — Порецкое в Краснооктябрьском округе; подъездные трассы к поселку Железнодорожный в Перевозском округе и к заводу «Заря» в Сосновском округе.

Ферма стала ближе

Благополучие сельских жителей напрямую зависит от состояния дорожно-­транспортной сети. Зачастую им приходится преодолевать значительные расстояния, чтобы добраться к социально значимым учреждениям, поэтому очень важно обеспечить людям безопасный, комфортный и быстрый путь. В Вологодской области в этом году стартовал ремонт обхода села Кичменгский Городок. Дорога связывает с районным центром сразу несколько деревень. В деревне Ушаково, через которую она проходит, есть школа, детский сад, а также больница, куда приезжают жители нескольких соседних населенных пунктов. Ранее на неудовлетворительное состояние трассы неоднократно жаловались местные жители, поэтому было принято решение включить дорогу в перечень объектов нацпроекта. В этом году приведено в нормативное состояние 5 км обходной дороги.

Жизнь некоторых небольших сел сконцентрирована вокруг фермерского хозяйства. Ведь фермер на селе — не только работодатель, это центр социальной активности: и работу дает, и школу отремонтирует, и мост починит. Поэтому так важен был ремонт участка дороги Урал-­Муханово — Садгород — Чернигово — Марково протяженностью 16 км в Кинель-­Черкасском районе Самарской области, связывающей три села и являющейся единственным выездом на региональные трассы. Ведь, помимо всего, по ней проходит путь к Тимашевской птицефабрике, а значит, бесперебойные перевозки сельхозпродукции тоже во многом зависят от ее состояния. Два года назад этот участок дороги был приведен в порядок.

А в Омской области построено и реконструировано несколько автодорог, ведущих к сельскохозяйственным предприятиям. В их числе трасса к животноводческому комплексу близ поселка Лесной, что в Исилькульском районе; подъездные дороги к тракторному гаражу сельскохозяйственного производственного комплекса «Большевик» у деревни Спартак Москаленского района и к животноводческим помещениям СПК «Большевик» (деревня Ивановка), а также автодорога от села Солнцевка до деревни Петровка с устройством подъезда к фельдшерско-­акушерскому пункту в деревне Водяное Исилькульского района.

В текущем году в Самарской области по нацпроекту проводится капитальный ремонт и ремонт 46 дорожных объектов общей протяженностью 183 км. Запланировано приведение в порядок 19 участков региональных дорог длиной 143 км, 21 участка в Самаре протяженностью 26 км и шесть участков в Тольятти протяженностью 14 км. Так, в Волжском районе завершается ремонт трех участков региональных автодорог (всего более 16 км). Предусмотрен капитальный ремонт участка региональной трассы Самара — Новокуйбышевск протяженностью 7 км. Дорога входит в опорную сеть Самарской области и является одним из основных выездов из областного центра с выходом на федеральную сеть дорог в направлении Саратова и Волгограда.

Нацпроект позволил ускорить приведение в порядок подъездных дорог к деревням и селам Башкирии. За три года там обновлены 25 подъездов к населенным пунктам в Дюртюлинском, Уфимском, Кармаскалинском, Стерлитамакском, Мечетлинском, Буздякском и Янаульском районах.
К примеру, отремонтирована подъездная автодорога к деревне Кузеево, модернизированы трассы в Бураевском и Кармаскалинском районах, построен подъезд к молочно-­товарной ферме № 1 СПК им. Фрунзе в селе Денискино в Федоровском районе Башкирии. Развитие дорог оказало положительное влияние на рост автомобильного трафика внутри республики, отмечают местные жители. Значительно сократилось время в пути между райцентрами. Стали доступнее не только объекты соцкультбыта, но и местные достопримечательности.

Исходя из особенностей развития регионов

Программа дорожной деятельности в каждом регионе учитывает особенности его социально-­экономического развития. Это в полной мере относится к Саратовской области, где опорная сеть автодорог приведена к нормативу в соответствии с подписанным меморандумом (11 ноября 2022 года) о пятилетнем развитии дорожной сети в регионе. Ускоренное развитие региональной дорожной сети продиктовано активными преобразованиями в городских агломерациях. Так, два года назад произошло изменение границ Саратова: к нему присоединили Гагаринский район (бывший Саратовский). Вместе с этим увеличилась и протяженность улично-­дорожной сети агломерации. Кроме того, значительные изменения в последние годы произошли и в городе Энгельсе: здесь образовались новые точки экономического роста и зоны тяготения. При составлении планов дорожных работ в этом регионе специалисты приводят в нормативное состояние не только улицы в крупных городах, но и дороги, ведущие к небольшим населенным пунктам. Например, за несколько лет реализации нацпроекта дорожники отремонтировали трассу Калининск — Свердлово — Колокольцовка — Кленовка. Дорога важна для жителей близлежащих сел, поскольку в районе действует крупное фермерское предприятие. Именно по ней аграрии поставляют свою продукцию, в частности, в соседний регион — Волгоградскую область. Для жителей села Колокольцовка эта трасса — единственная, по которой они могут быстро добраться до районного центра.

В Рязанской области приоритет на ремонт отдается участкам опорной сети автодорог, школьным маршрутам, аварийно-­опасным участкам. В этом году в регионе по нацпроекту ведутся работы на 34 объектах общей протяженностью 123,8 км. Особое внимание уделяется дорогам, ведущим к социально значимым учреждениям. На многих объектах не только обновили асфальт, но и оборудовали тротуары, смонтировали линии освещения. К примеру, в Сасовском районе, где располагается несколько важных для жителей объектов, в том числе фельдшерско-­акушерский пункт, в 2024-м отремонтировали почти 12 км дороги, ведущей к железнодорожной станции Кустаревка. В Сараевском районе выполняют капремонт региональной дороги Островка — Белоречье протяженностью 6 км, по которой дети из Белоречья едут в школу, расположенную в селе Борец. Продолжился ремонт и въездных трасс. Так, в прошлом году обновили два въезда в регион со стороны Московской и Тульской областей. В этом году ремонтируют участки дорог на границе с Липецкой и Тамбовской областями.

Как и в предыдущие годы, в Костромской области основной объем работ в 2024-м выполнен на региональных трассах, соединяющих между собой райцентры и села, на подъездах к населенным пунктам. Все объекты объединяет их социальная и экономическая значимость. По ним осуществляется перевозка грузов, на личном и общественном транспорте люди ездят на работу, учебу, отдых. Для улучшения взаимодействия Антроповского и Кадыйского районов приводится к нормативу участок протяженностью 20 км трассы Антропово — Палкино — Кадый. Обновляется 18-километровый участок на трассе Галич — Орехово — Буй. Автодорога не только обеспечивает связь между Галичским и Буйским районами, но и является участком транзитного пути на маршруте Северо-­Запад — Урал. В минувшем сезоне производился ремонт 13 км трассы Тимошино — Луптюг — граница Кировской области. Обновленная дорога позволит улучшить транспортное сообщение между населенными пунктами Вохомского района, расширить экономическое взаимодействие с соседним регионом.

В Псковской области в этом году велись ремонтные работы в рамках нацпроекта на участке трассы Ольша — Велиж — Усвяты — Невель протяженностью 36 км. Кроме того, специалисты обновили 15-километровый участок дороги Толкачево — Себеж — Заситино и 10 км дороги Пушкинские Горы — Локня. Большой объем дорожных работ был выполнен в регионе в минувшем году: по нацпроекту было отремонтировано 34 объекта на региональных и местных трассах общей протяженностью 191 км. Среди крупных объектов — ремонт 31 км автодороги Порхов — Успенье в Порховском и Дедовичском районах. В Печорском районе были завершены работы по реконструкции участка трассы Гверстонь — Крупп — Кулье с 5 по 12 км. В рамках подготовки к юбилею города Печоры привели в порядок два участка дорог к Псково-­Печерскому монастырю. Завершен ремонт участка региональной трассы Новгородка — Пушкинские Горы протяженностью 12 км, ведущей к одному из главных мест притяжения туристов.

Обеспечили мобильность жителей

Жители семи поселений Коченевского района Новосибирской области теперь смогут добираться до федеральной трассы Р‑254 «Иртыш» и районного центра по обновленной дороге Коченево — Поваренка, которую отремонтировали благодаря БКД. По этому маршруту также ездят школьные автобусы, общественный транспорт, а в летнее время года им пользуются дачники. Дорога важна и для сельхозпредприятий: по ней перевозят зерно и молоко.

В Амурской области завершены работы по ремонту двух участков автодороги Екатеринославка — Тамбовка — Константиновка: с 74-го по 84-й км между селами Тамбовка и Чуевка и с 136-го по 140-й км между Константиновкой и поворотом на Ключи. Региональная дорога входит в опорную сеть и соединяет три района Амурской области: Октябрьский, Тамбовский и Константиновский. Участки дорожного полотна нуждались в восстановлении: здесь образовались трещины и пучины. Благодаря нацпроекту трассу полностью обновили. Эта дорога, наряду с другими, обеспечивает транспортную мобильность населения региона и берет на себя часть транзитного трафика, проходящего через область.

В Чугуевском муниципальном округе Приморского края дорожники завершили ремонт автодороги, соединяющей села Извилинка и Березовка. Таким образом, обеспечен проезд местных жителей и транспортных средств, которые смогут теперь возить в Березовку предметы первой необходимости, продукты питания и медикаменты. Всего отремонтировано 30 км дороги Извилинка — Березовка. Поврежденные участки земполотна восстановили скальным грунтом, дорожную одежду — щебеночно-­песчаной смесью. Также на дороге намечено реконструировать два моста.

Примеры, приведенные в сегодняшней публикации, в большей степени касаются той огромной работы, которая велась последние несколько лет в рамках федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть», являющегося составной частью национального проекта «Безопасные качественные дороги». А ведь нацпроект включает еще и несколько других федеральных проектов, в том числе «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Безопасность дорожного движения», «Развитие федеральной магистральной сети».

Несмотря на то что срок действия БКД завершится в этом году, его цели и мероприятия, как сказано выше, будут реализовываться в составе нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Сергей Озун

Источник фото: rosavtodor.gov.ru

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.