В Екатеринбурге прошла XI Международная специализированная выставка «Дорога 2024».
Уже одиннадцатый раз в преддверии Дня работников дорожного хозяйства при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального дорожного агентства проходит Международная специализированная выставка «Дорога». В этом году масштабное отраслевое событие состоялось в Екатеринбурге.
И именно отсюда — с площадки выставочной экспозиции — в режиме телемоста официальные лица запустили движение по важным транспортным магистралям страны. Так, профессионалы дорожного дела завершили масштабную реконструкцию трассы М‑5 «Урал» в Московской области, открыв для автомобилей новый обход поселка Октябрьский, который развяжет острую проблему в районе Люберец, и ввели в строй еще один не менее важный участок на маршруте Ульянино — Непецино. «Два открываемых объекта радикально изменят качество жизни полутора миллионов человек из Раменского, Люберец, Жуковского, Бронниц и Коломны. От лица жителей выражаю благодарность Президенту РФ, к которому мы в свое время обратились и получили поддержку», — заявил губернатор Московской области Андрей Воробьев.
Одновременно с этим М‑12 продолжила движение на восток. После капитального ремонта открыты два участка трассы Р‑242 Пермь — Екатеринбург (км 232 — км 250, км 276 — км 301) в Свердловской области, которые станут частью большого логистического маршрута. Напомним, в этом году планируется частично запустить движение по новой магистрали до столицы Урала. Глава Федерального дорожного агентства Роман Новиков подчеркнул, что работы по доведению до четырех полос движения трассы Р‑242 в Свердловской области стартовали в 2019 году и выполнялись поэтапно. Только в минувшем году расширили 70 км этой трассы, а в настоящее время — еще 34 км. До конца года будут завершены работы на соседнем участке с 301-го по 326-й км. Результатом станет современная безопасная комфортная четырехполосная магистраль Р‑242 от Ачита до промышленного центра Урала — Екатеринбурга, что позволит сократить время в пути почти на треть.
Не останавливаются работы и в новых регионах. В торжественной обстановке в эксплуатацию ввели десятикилометровый участок федеральной трассы Р‑280 «Новороссия». Отрезок с 121-го по 131-й км пролегает от границы с Ростовской областью до города Новоазовск и соединяет Ростов-на-Дону с Мариуполем, Мелитополем и Симферополем, являясь частью сухопутного маршрута в Крым. За счет его расширения и разделения встречных потоков барьерно-осевым ограждением увеличилась не только пропускная способность этой транспортной артерии, но и кратно повысился уровень безопасности дорожного движения. Отметим, что за последние два года интенсивность движения на всем протяжении магистрали значительно возросла и превысила допустимый уровень нагрузки, поэтому остро встал вопрос комплексной модернизации.
В ЛНР дорожники запустили движение сразу по двум отремонтированным участкам. Первый протяженностью более 26 км на трассе 43Р‑21 доходит до границы с ДНР и имеет высокую социальную значимость. Второй между Луганском и Алчевском протяженностью 23,7 км на трассе Р‑150 связывает Луганск с Донецком.
«Строители первыми вслед за военными зашли на освобожденные территории. Восстановление разрушенной инфраструктуры — это ключевое условие возврата к мирной жизни. Участок трассы Р‑280 «Новороссия» в Новоазовском районе, который открываем после капитального ремонта, является важной частью сухопутного коридора в Крым и входит в «Азовское кольцо» — скоростной маршрут вокруг Азовского моря. Мы обязательно предусмотрим в дальнейшем строительство обхода Мариуполя, который выведет транзит из этого города», — заявил в своем выступлении заместитель председателя Правительства России Марат Хуснуллин.
Результаты национального проекта
Основной темой мероприятия стали планы на будущее и подведение итогов прошлой шестилетки. Часть субъектов досрочно завершила работы в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Уже во время проведения выставки 18 из 84 регионов-участников подтвердили окончание работ на 100% как по физическим показателям, так и по показателям направления денежных средств.
«В знаковом для нас 2024 году мы завершаем национальный проект «Безопасные качественные дороги» с выполненными по всем направлениям деятельности показателями. Мы видим, как сокращаются транспортные издержки логистических компаний с появлением новых дорог, как в субъектах Российской Федерации улучшается социальная логистика, как жители регионов получают новые возможности для доступа ко всем местам социального спроса», — заявил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков.
В целом на реализацию нацпроекта из федерального бюджета было выделено 2,4 трлн рублей. За шесть лет дорожникам удалось отремонтировать, реконструировать и построить более 100 000 км дорог, уложить 800 млн кв. м верхних слоев покрытия, восстановить значительное количество мостов и путепроводов в 84 регионах. Несмотря на санкционное давление, отрасль выполнила все взятые на себя обязательства. Во всех регионах специалисты с особым вниманием восстанавливали дороги, обеспечивающие социально значимые изменения для пользователей. Благодаря нацпроекту в порядок приведены более 5000 дорог, ведущих к образовательным учреждениям, более 3050 — к медицинским, порядка 2000 — к местам туристического осмотра, а более 5000 объектов были приспособлены для движения маломобильных граждан.
Граждане оценили старания специалистов дорожного дела, поэтому три года подряд уровень доверия нацпроекту не опускается ниже 50% и входит в тройку самых узнаваемых в стране. «Новые дороги для Кировской области — это важнейший элемент безопасности и комфорта жителей. Добраться до школы и больницы, доставить продукты питания и медикаменты, перевезти грузы для предприятий региона, приехать в гости к друзьям и навестить родителей — все это крайне затруднительно сделать без качественной сети автомобильных дорог. Национальный проект «Безопасные качественные дороги» решает большой комплекс задач, связанных с удобством каждого жителя Вятской земли, его благосостоянием и социальным самочувствием», — говорит губернатор Кировской области Александр Соколов.
Преемственность нацпроектов
С 2025 года на смену нацпроекту «Безопасные качественные дороги» приходит новый — «Инфраструктура для жизни», который определит жизнь дорожной отрасли на ближайшую шестилетку. И значительная часть дискуссий на «Дороге 2024» была посвящена деталям нового документа.
«Мы закончили формирование проекта бюджета на предстоящие три года с перспективой до 2030-го. Несмотря на все сложности в экономике, мы обеспечены финансированием в полном объеме, — заявил собравшимся министр транспорта РФ Роман Старовойт. — В рамках нового нацпроекта мы предполагаем реализовать такие федеральные проекты, как «Развитие федеральной сети», «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства», «Развитие общественного транспорта» и «Развитие инфраструктуры Центрального транспортного узла». Планы сверстаны».
Национальный проект возьмет лучшее из «Безопасных качественных дорог». Как отметил первый заместитель председателя Комитета по собственности, земельным и имущественным отношениям Госдумы Сергей Тен, в этой части сейчас идет серьезная аналитическая работа с учетом изменяющейся обстановки. В частности, дорожникам предстоит больше внимания уделять вопросам содержания, на что пойдут значительные финансовые вложения, а также поработать над повышением производительности труда и созданием отечественной техники и качественных материалов.
Большая работа ожидается в крупнейших городских агломерациях, где по указу Президента РФ № 309 о нацио-
нальных целях развития к 2030 году доля дорожной сети в нормативном состоянии должна составлять не менее 85%. Номинально речь идет о 18 городах-миллионниках. Однако Федеральное дорожное агентство намерено следить за сохранением показателя на уровне 85% и во всех 105 городских агломерациях — участниках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Масштабные работы развернутся на опорной сети автомобильных дорог, которые принимают на себя самую большую транспортную нагрузку. В соответствии с указом Президента РФ эти участки должны быть приведены к нормативу на 85% к 2030 году. Кроме того, предстоит повысить уровень контроля за проведением ремонтных работ и качеством применяемых материалов. Напомним, общая протяженность опорной сети составляет более 140,5 тыс. км, из которых 66,2 тыс. км относятся к трассам федерального значения, а 74,3 тыс. км — регионального и местного значения. Задачу усложняет то, что региональные отрезки заметно уступают по качеству федеральным и не всегда соответствуют нормативным требованиям, в том числе в части несущей способности. В ходе дискуссии эксперты предложили внедрить единый подход к содержанию всех участков опорной сети и сформировать единые нормативы и стандарты, а в основу планирования дорожной деятельности закладывать результаты диагностики, которую с 2023 года субъекты проводят в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».
Активизируются работы по ремонту и реконструкции дорог в малых городах и поселках. Сейчас Правительство РФ формирует перечень из 2264 опорных населенных пунктов, уровень комфорта жизни в которых должен существенно повыситься благодаря новому национальному проекту. Для достижения этой цели дорожникам предстоит восстановить улично-дорожную сеть, а также участки от отдаленных районов к центрам сельских агломераций. По предварительным оценкам, речь идет о работах на 11 тыс. км.
Помимо этого, новый нацпроект предполагает введение новых показателей. Одним из таковых станет улучшение демографической ситуации в стране. Другими словами, на территориях с построенными и отремонтированными дорогами, благоустроенными улицами и дворами должно фиксироваться увеличение рождаемости, снижение смертности и рост числа желающих вернуться на малую родину благодаря созданным условиям для комфортной жизни. Как отметил Роман Новиков, с прошлого года подход отрабатывается в рамках пилотных проектов на территории Пензенской, Новгородской и Тамбовской областей, где дорожники приводят в порядок 53 участка улично-дорожной сети. Интересно, что некоторые регионы приняли подход на вооружение еще до старта нового нацпроекта. Так, в Республике Татарстан в честь Года семьи предусмотрели строительные работы на участках протяженностью порядка 200 км, ремонт и капитальный ремонт еще на 500 км в направлении отдаленных населенных пунктов.
«К 2030 году мы должны обеспечить строительство не менее 50 автодорожных обходов и сформировать перечень из не менее чем 200 малых и крупных городских агломераций для утверждения мастер-планов и программ их комплексного социально-экономического развития», — отметил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, обращая внимание, что к 2030 году доля региональных и межмуниципальных дорог, находящихся в нормативе, должна составлять не менее 60%, а дорог в составе опорной сети — не менее 85%.
Роман Новиков акцентировал внимание собравшихся, что сегодняшняя выставка ставит задачи на будущее: о развитии отрасли, транспортной сети и в целом транспортной системы Российской Федерации, чтобы жители нашей страны, пользователи автомобильных дорог получали все больше эффектов от деятельности дорожников.
Впрочем, добиться высоких стандартов без современной дорожно-строительной техники крайне сложно, поэтому специалисты в области дорожного дела детально изучали новинки, представленные на выставочной площадке «Дороги 2024». Большой интерес вызвала комбинированная дорожная машина КДМ 700 АК с уникальной системой управления. Она будет востребована зимой, так как позволяет проводить уборку снега на большой скорости, а специальные элементы защищают дорожное покрытие от повреждений в ходе процесса.
Заинтересовал и российский гусеничный асфальтоукладчик «ДЕСНА 2100», который отличается большой производительностью. Он способен укладывать слои асфальтобетона шириной до 13 м и обеспечивать высокое качество при длительной работе. Также был осмотрен самоходный дорожный каток DM‑614, предназначенный для уплотнения грунтов различной степени связности, щебня и гравия.
«Одна из приоритетных задач Росавтодора — добиться производства высококачественной, технологически выверенной, надежной техники и нарастить ее объем на отечественном рынке», — напомнил, приветствуя участников форума, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Олег Ступников. Для повышения конкурентоспособности и востребованности отечественной продукции у подрядных организаций ведомство проводит комплекс мероприятий по ее опытной эксплуатации. В частности, образцы гусеничных асфальтоукладчиков хорошо себя проявили в работах на М‑5 «Урал», М‑7 «Волга», А‑289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — автодорога А‑290 Новороссийск — Керчь.
Акцент на безопасность
Важнейшей составляющей нацпроекта являются мероприятия по безопасности движения. В 2023–2024 годах удается избежать скачкообразного роста аварийности, однако снижение показателей смертности в 1,5 раза к 2030 году и в 2 раза к 2036-му эксперты называют сложной задачей. По математическим расчетам, в год необходимо сокращать количество погибших при ДТП не менее чем на 700 человек. Это очень много.
Все это заставляет пересматривать подходы как к проектированию, так и к обустройству дорожных участков. С решениями в данной сфере все желающие смогли познакомиться в экспозиционной части выставки «Дорога 2024». Так, благодаря разработкам компании «Точинвест» в Иркутске появились инновационные терминалы, которые повышают безопасность автотранспортных средств при столкновении с фронтальной частью ограждения, на ЦКАДе и М‑12 стали применяться фронтальные ограждения, а на объектах М‑7 и М‑12 сейчас активно внедряются воротные системы, которые не только обеспечивают безопасность, но и работают на перепуск движения в случае аварий, заторов или проведения ремонтных работ для максимально оперативной организации потоков. «В рамках решения задач по повышению безопасности дорожного движения и сокращению смертности на дорогах мы непрерывно работаем над совершенствованием барьерных ограждений, — рассказывает первый заместитель генерального директора компании «Точинвест» Александр Стрижков. — В частности, процессу способствует и мощная нормативная база. Сейчас разрабатываются новые ГОСТы, которые опираются на требования безопасности, изменения транспортного потока и тоннажности автомобилей (фур, больших грузовиков и автобусов с высоким центром тяжести). Учитывая меняющиеся требования нормативных документов, мы постоянно совершенствуем конструкции ограждений».
В борьбе за будущих специалистов
Отдельная секция была посвящена образованию профессиональных дорожников и развитию кадрового потенциала. Академия дорожного хозяйства, созданная на базе РУТ (МИИТ), продолжает составлять новые программы обучения для будущих специалистов дорожного и мостового дела, которые в перспективе примут вузы Российской Федерации. Участники выставки поддержали предложения по возрождению дорожных специальностей «Автомобильные дороги и аэродромы» и «Автодорожные мосты и тоннели», а также отметили важность участия отраслевого сообщества в отдельных направлениях образовательной деятельности.
«Дорожник-профессионал нового поколения должен обладать высокими профессиональными знаниями, быть мобильным и оперативно перемещаться по объектам строительства, владеть самыми современными цифровыми технологиями, иметь высокую мотивацию на результат, пользоваться заслуженным авторитетом и получать достойную оплату труда», — заявила Ольга Семухина, заместитель генерального директора по управлению персоналом, АО «ДСК «АВТОБАН».
Завершилась XI Международная специализированная выставка «Дорога 2024» Всероссийским съездом работников дорожного хозяйства. Его проведение стало возрождением традиции, начало которой было положено 110 лет назад, когда 26‒29 января 1914 года в Санкт-Петербурге состоялся I Съезд деятелей по шоссейному делу. В ходе дискуссии участники мероприятия обсудили вопросы безопасности на дорогах, управления жизненным циклом дорог, развития дорожного образования.
Светлана Лянгасова
Фотографии предоставлены пресс-службой Росавтодора