Продолжается восстановление и модернизация объектов транспортной инфраструктуры в новых субъектах РФ.
Восстановление пострадавших в результате боевых действий систем жизнеобеспечения, социальной и транспортной инфраструктуры регионов, присоединенных к РФ по итогам референдумов, стало для нашей страны одним из важнейших приоритетов. По поручению руководства страны дорожники одними из первых приступили к выполнению этой задачи. Тогда, в апреле 2022 года, состояние дорожной сети на новых территориях было удручающим: транспортные артерии не видели ремонта десятки лет, многие искусственные сооружения были разрушены. И вот не прошло и двух лет с момента воссоединения с Россией, а результаты работы дорожников заметны уже каждому жителю. В общей сложности капитально отремонтировано более 1350 км автодорог и свыше четырех десятков искусственных сооружений на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей. В планах этого года — восстановить еще почти 700 км дорог. Об этом рассказал председатель правления Госкомпании «Автодор» Вячеслав Петушенко в рамках пленарной сессии «Пространство будущего: Азово-Черноморский макрорегион», прошедшей на площадке Международной выставки-форума «Россия».
Дорожники восстановили ряд стратегически важных объектов. Например, транспортные артерии, которые связывают регионы между собой, а также улучшают внутреннюю логистику субъектов. Были отремонтированы дороги между Донецком и Мариуполем, Луганском и Лисичанском. Среди важнейших объектов — трасса из Ростовской области в Крым вдоль Азовского побережья. За два года проезд по ней был полностью восстановлен, и теперь она является альтернативным маршрутом на полуостров в обход Крымского моста.
Новая трасса Р‑280 «Новороссия» пролегает по территории субъектов РФ, вошедших в состав России по итогам референдума в сентябре 2022 года: ДНР, Запорожской и Херсонской областей. Начинаясь в Ростове-на-Дону, дорога затем огибает Таганрог с севера и далее идет в сторону Донецкой Народной Республики. По территории ДНР трасса проходит через Мариуполь, затем через Бердянск и Мелитополь (Запорожская область) и далее — через населенный пункт Чонгар (Херсонская область) в сторону Джанкоя и Симферополя (Крым).
Автодорога обеспечивает не только выходы к портам Черного и Азовского морей, но и транспортно-логистические связи с крупными промышленными центрами — городами Мариуполь и Мелитополь. В этой связи одной из основных задач дорожников на нынешнем этапе является увеличение пропускной способности этой трассы. Федеральный статус и название Р‑280 «Новороссия» получила в июне 2023 года. После этого специалисты Росавтодора провели комплексную диагностику транспортно -эксплуатационного состояния и на основании полученных данных определили участки, которые требуют капитального ремонта.
По данным Росавтодора, до конца 2025 года от Ростова-на-Дону до МАПП Весело-Вознесенка запланирован капитальный ремонт участков общей протяженностью 38,8 км (15–20‑й км, 36–54‑й км и 103–119‑й км). В ходе работ предстоит увеличить количество полос движения с двух до четырех, усилить дорожное основание, заменить покрытие и провести комплекс работ по обустройству.
Благодаря высокому темпу работ в 2023 году в эксплуатацию ввели два участка. Один из них — с 117‑го по 119‑й км, где капремонт завершили в августе. Помимо расширения проезжей части, подрядчик устроил линии электроосвещения, отремонтировал две автобусные остановки с подъездными карманами в хуторе Максимове, а на подходах к ним построил тротуары общей протяженностью почти 300 метров. Названный отрезок обустроили в соответствии с современными требованиями безопасности дорожного движения, а также устроили две стоянки более чем на 300 машиномест. Второй завершенный участок — с 18‑го по 20‑й км, его ввели в строй в октябре.
Для предотвращения образования заторов на Р‑280 во второй половине прошлого года началось расширение моста через реку Мокрый Еланчик на 111‑м км трассы. После выполненных работ искусственное сооружение длиной более 60 метров будет иметь четыре полосы движения с разделением встречных потоков осевым барьерным ограждением, там же устроят две пешеходные дорожки, снабженные перилами. Покрытие выполнят из более устойчивого к образованию дефектов щебеночно-мастичного асфальтобетона, разметку нанесут из термопластика. Ввести обновленный мост в строй намерены в 2025 году.
Кроме того, в период с 2023 по 2025 год предусмотрено проведение капремонта на участках Р‑280 в ДНР от границы с Ростовской областью до Мариуполя общей протяженностью 37 км (121–131‑й км, 135–156‑й км и 156–162‑й км). В прошлом году на этих объектах провели инженерные изыскания, выполнили комплекс работ по подготовке территории. В нынешнем сезоне там производится замена дорожной одежды, идет восстановление и усиление оснований, а также устройство нового покрытия. На начало лета верхний слой основания был устроен на 210 тыс. кв. метров, нижний слой покрытия — на 92 тыс. кв. метров. Третьим слоем будет уложен щебеночно-мастичный асфальтобетон. Итогом работ станет расширение проезжей части до четырех полос. В состав участков капремонта входит мост через балку Безымянную на 143‑м км автодороги Р‑280. Проектом предусмотрено расширение проезжей части искусственного сооружения до четырех полос.
На шести километрах дороги Р‑280, от села Широкино до Мариуполя, проезжая часть изначально четырехполосная, здесь специалисты выполняют фрезерование изношенного дорожного полотна — более 50% покрытия уже разобрано. Затем будет укреплено основание ремонтируемой дороги, а поверх него устроено новое асфальтобетонное покрытие.
Автодорога Р‑280 является ключевым звеном сухопутного маршрута в Республику Крым, с ее расширением значительно увеличится пропускная способность и возрастет безопасность и комфорт поездок по данному направлению. Слаженность действий и профессионализм команды помогают держать высокий темп — работы идут по графику, отметил начальник ФКУ Упрдор «Тамань» Никита Храпов. В работах по капитальному ремонту участков трассы Р‑280 «Новороссия» задействованы более 500 человек и 280 единиц техники. Все работы ведутся в круглосуточном режиме.
Обеспечению безопасности дорожного движения на «Новороссии» уделяется приоритетное внимание. Специалисты проводят мониторинг трассы, выявляют очаги аварийности и разбирают причины каждого ДТП, после чего определяют участки, где требуется провести профилактические мероприятия. Таким образом на всем протяжении трассы в ДНР устроили 90 комплексов автономного освещения, 22 знака дорожного ориентирования и 25 светодиодных знаков, в районе города Новоазовск обустроили новые остановки общественного транспорта и установили новый светофорный объект.
А всего в 2024 году Росавтодор планирует отремонтировать в новых регионах 576 км региональной и местной дорожной сети. Соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета на эти цели были заключены в конце прошлого года. Так, запланированы мероприятия по замене слоев износа почти на 491 км региональных трасс и 85 км улично-дорожной сети в населенных пунктах. В планах также провести работы по содержанию 20,5 тыс. км трасс.
В Луганской Народной Республике в 2024 году заменят слои износа на 194 км региональных автодорог. В Херсонской области — на 98 км, предусмотрено и обновление 20 км улично-дорожной сети. В Запорожской области заменят слои износа на 157 км региональных трасс и 35 км улично-дорожной сети сел и городов. В Донецкой Народной Республике отремонтируют 41 км региональных трасс и обновят 30 км улиц в нескольких населенных пунктах. По словам министра транспорта ДНР Владимира Тужилина, жители видят, как восстанавливаются дороги, налаживается транспортное сообщение, обеспечивается безопасность движения, и это дает им позитивный импульс к мирной жизни.
Напомним, в 2023 году между Росавтодором и субъектами РФ были подписаны меморандумы о взаимодействии. Это стало одним из ключевых шагов на пути к приведению дорожной деятельности в новых регионах в соответствие с российской законодательной и нормативно-правовой базой. Документы включали планы работ по развитию автодорог регионального, межмуниципального и местного значения, а также искусственных сооружений на них. В феврале 2024 года были актуализированы пятилетние программы работ. А в ближайшее время будут подписаны дополнительные соглашения к меморандумам, в которых отразятся ключевые показатели развития дорожного хозяйства до 2028 года, перечень работ и объемы финансирования.
Росавтодор также продолжает комплексную работу по обустройству и развитию недавно получивших федеральный статус трасс: А‑258 автодорога М‑4 «Дон» — Кантемировка — Луганск, Р‑150 Белгород — Старобельск — Луганск — Донецк — Мариуполь. Приведение их в нормативное состояние, а также дальнейшая модернизация — одна из важнейших стратегических задач дорожно-строительного комплекса нашей страны.
Трасса Р‑150 проходит через крупные населенные пункты ЛНР и ДНР, такие как Старобельск, Счастье, Луганск, Алчевск, Дебальцево, Донецк и Волноваха. В 2023 году в рамках содержания специалисты произвели замену 5600 дорожных знаков, не соответствующих национальным стандартам РФ. Кроме того, на дорожное полотно нанесли горизонтальную разметку. Большое внимание уделили участкам вблизи учебных учреждений. Так, в населенных пунктах Рыбянцево и Пески в целях безопасного пересечения федеральной трассы на пути в школу установили пешеходный переход, 22 дорожных знака, а также перильные ограждения, препятствующие выходу на проезжую часть вне пешеходного перехода. При этом максимальную скорость движения автотранспорта ограничили до 40 км/ч. В ближайшее время на проезжую часть нанесут шумовую разметку, установят четыре дублирующих дорожных знака на Г-образных опорах и светофор, предупреждающий водителей о приближении к пешеходному переходу. Такие меры позволят избежать дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов, и в частности детей. Кроме того, вблизи городов Перевальск и Алчевск на сложных примыканиях с городскими улицами планируется установить два светофорных объекта.
Аналогичные работы провели и на трассе А‑258 в ЛНР. Дорога обеспечивает транспортное сообщение между 16 населенными пунктами, в том числе с Луганском. Здесь специалисты заменили 2370 дорожных знаков и нанесли 394 км горизонтальной разметки. В ближайшее время дорожники установят светофор в селе Макарово, устроят перильное ограждение и нанесут дорожную разметку, обозначающую пешеходный переход.
Для обеспечения комфортного и безопасного проезда по федеральной дорожной сети ЛНР и ДНР специалисты смонтировали новые линии электроосвещения. Современные светодиодные системы общей протяженностью порядка 74 км заработали на трассах А‑258 и Р‑150, в том числе в 17 населенных пунктах Луганской Народной Республики. Новая осветительная аппаратура полностью автоматизирована: включение и выключение происходит в зависимости от уровня естественной освещенности.
Что касается устройства транспортных развязок, позволяющих водителям сменить направление движения, а также повысить пропускную способность дорог, то в Донецкой Народной Республике, например, в ходе капитального ремонта дороги Р‑150 предусмотрено возведение шести развязок в одном уровне. В настоящее время строительно-монтажные работы ведутся одновременно на четырех разворотных петлях, специалисты уже приступили к устройству дорожной одежды.
Кстати, в мае этого года на границе Ростовской области и ДНР завершилась модернизация автомобильного пункта пропуска Весело-Вознесенка. Количество полос выросло с 10 до 30, а пропускная способность увеличилась до 15 тысяч автомобилей в сутки. Еще недавно здесь стояли вереницы машин, люди часами томились в ожидании. Теперь въехать через сухопутный коридор в Крым можно без очередей и пробок. В самом АПП установлен портальный инспекционно-досмотровый комплекс, он безошибочно сканирует грузы. Внедрена цифровая система мониторинга очередей «Время в пути». Электронное табло сообщает водителям фур, сколько транспортных средств находится перед ними. При небольшом трафике проезд грузового транспорта осуществляется в порядке живой очереди. Скопились фуры — включается режим регулирования очереди.
Сергей Озун
Фото: rosavtodor.gov.ru