В Москве состоялось заседание Совета директоров Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР». В обсуждении актуальных вопросов дорожной отрасли приняли участие 70 членов Ассоциации, в том числе руководители органов управления дорожным хозяйством 62 субъектов РФ.
В мероприятии также участвовали заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Руслан Лечхаджиев, заместители директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов и Ренат Гайнетдинов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, заместитель начальника ГУ ОБДД МВД России Олег Понарьин, начальник инспекции по контролю в сфере дорожной деятельности департамента аудита транспорта и международного сотрудничества Счетной палаты РФ Владимир Красильников, заместитель начальника Управления государственного автомобильного и дорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Дмитрий Козлов, заместитель председателя ТК‑418 Евгений Симчук, заместитель директора ФКУ «Росдормониторинг» Станислав Головач, начальник отдела надзора в сфере дорожной деятельности ГУ ОБДД МВД России Леонид Ребриков.
Открывая заседание, Игорь Старыгин традиционно представил руководителей территориальных органов управления автодорогами, которые вступили в должность в 2024 году и впервые принимали участие в Совете директоров: начальника департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Дмитрия Борисова, и. о. заместителя председателя правительства Забайкальского края — министра строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края Алексея Гончарова, министра инфраструктуры и транспорта Луганской Народной Республики Владимира Евдохина, министра транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Георгия Мазунина, министра транспорта Донецкой Народной Республики Владимира Тужилина, министра транспорта Калужской области Александра Шпиренко, директора департамента дорожного хозяйства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры Антона Черникова, начальника ГОКУ по управлению автомобильными дорогами Мурманской области «Мурманскавтодор» Дмитрия Игнатова, директора ГКУ «Служба единого заказчика» Забайкальского края Елену Рыжкову, директора Управления дорог и транспорта Пермского края Дмитрия Сергеева.
Общим голосованием председателем заседания Совета директоров в соответствии с Уставом Ассоциации «РАДОР» был избран президент Ассоциации, председатель Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области Анатолий Васильев. Также присутствующие утвердили регламент работы и избрали Счетную комиссию.
Участников заседания в режиме видео-конференц-связи поприветствовал Руслан Лечхаджиев. «Уверен, что все участники дорожного движения чувствуют высокие темпы развития дорожной сети, и эти темпы необходимо сохранить», — отметил он. Выступающий также сообщил, что в действующем созыве Госдумы РФ комитетом по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры рассмотрены более 110 законопроектов, определяющих условия деятельности дорожной отрасли, в том числе 46 приняты и подписаны Президентом России и 26 находятся на рассмотрении в данный момент.
Игорь Костюченко в своем приветственном слове подчеркнул, что дороги являются основой для развития экономики, доступной и комфортной среды, инфраструктуры для жизни. «Сегодня благодаря РАДОРу у нас снова есть возможность обсудить все имеющиеся вопросы и подготовить предложения, направленные на совершенствование дорожной деятельности, — отметил он. — Убежден, что мы и впредь будем ежегодно демонстрировать стабильную продуктивную работу по развитию автомобильных дорог страны».
Олег Понарьин, приветствуя участников заседания, отметил, что за последние годы проделана огромная работа по приведению дорожной сети в нормативное состояние. «В то же время бурное развитие экономики даже в условиях санкционных ограничений требует сделать еще больше», — добавил он.
В рамках программных выступлений Игорь Костюченко представил информацию о взаимодействии Федерального дорожного агентства с субъектами РФ по развитию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения. В частности, он подтвердил высокие темпы развития дорожного хозяйства числовыми показателями: так, если на старте национального проекта «Безопасные качественные дороги» доля автодорог городских агломераций в нормативном состоянии составляла 44%, то в прошлом году этот показатель достиг 82%, по региональным автодорогам за аналогичный период он вырос с 43,6 до 53%. При этом по итогам 2023 года план был перевыполнен: в эксплуатацию введено свыше 26 тыс. км дорог, что в переводе на площадь укладки верхних слоев покрытия превышает 182 млн кв. м.
Игорь Костюченко сообщил, что на 2024 год общий объем финансирования мероприятий субъектов запланирован в размере 569 млрд руб., из которых 311,4 млрд руб. составит федеральная поддержка. На эти средства предстоит построить и реконструировать порядка 390 км и отремонтировать около 18,6 тыс. км дорог.
Особое внимание докладчик уделил реализации пятилетнего плана дорожной деятельности в свете Указа Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». «Национальной целью согласно Указу является комфортная и безопасная среда для жизни, — подчеркнул он. — А средством ее достижения для нас станет новый нацио-
нальный проект «Инфраструктура для жизни», в котором предполагается пролонгировать действующие федеральные программы в сфере дорожного хозяйства». В числе актуальных задач — увеличение доли автомобильных дорог опорной дорожной сети в нормативном состоянии не менее чем до 85%, на региональной сети — до 60%. Кроме того, появляется такой показатель, как улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах: к 2030 году он должен вырасти на 30%, к 2036 году — на 60%.
Игорь Костюченко также напомнил, что решением Правительства РФ утвержден пятилетний план дорожной деятельности на 2024–2028 годы. Также утверждены 88 программ дорожных работ во всех субъектах за исключением города Москвы. Общий объем федерального финансирования, запланированный на региональные дороги, составляет почти 1,2 трлн руб. На эти средства планируется, в частности, построить 16 обходов городов. «Задач очень много, — подчеркнул выступающий. — Надеюсь, что общими усилиями мы обеспечим их реализацию».
Антон Козлов рассказал об актуальных изменениях в нормативно-правовом регулировании в сфере дорожного хозяйства. В частности, он напомнил, что с 1 марта текущего года изменился институт выдачи спецразрешений на проезд крупногабаритного и тяжеловесного транспорта: теперь согласование маршрута проезда и выдача разрешения осуществляются на основании данных, внесенных в систему. Для сравнения и оценки эффективности такой системы докладчик привел следующие показатели: если в 2019 году количество выданных спецразрешений составляло порядка 300 тыс., в 2023 году оно почти достигло 1 млн, а за последние 2–3 месяца увеличилось кратно в сопоставлении с аналогичным периодом прошлого года. При этом благодаря осуществлению расчета стоимости проезда самой системой в автоматическом режиме выросли и сборы за ущерб, наносимый автодорогам таким транспортом.
Антон Козлов отметил, что с 1 марта изменились и условия осуществления весогабаритного контроля: так, появилась обязанность владельца автоматического пункта проверять корректность его работы минимум раз в 100 дней.
Антон Козлов также анонсировал еще ряд документов в части весогабаритного контроля, которые находятся в работе. К примеру, предполагается создание федеральной государственной информационной системы, к которой будут подключены все АПВГК, и обработка всей информации, поступающей с них, также будет осуществляться в системе. Более того, предусматривается возможность контроля функционирования АПВГК и их удаленного отключения в случае сбоев в работе.
Внесен в Правительство РФ законопроект, который вводит обязанность водителей крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средств проходить весогабаритный контроль. Если документ будет принят, уполномоченный сотрудник Ространснадзора сможет по видеозаписи с камер фотовидеофиксации составить протокол об административном правонарушении в отношении водителей, проигнорировавших его требование о прохождении контроля. Также внесен законопроект об ответственности за нарушение правил движения в зоне весогабаритного контроля (например, сокрытие номерных знаков, движение на сверхмалой скорости, движение транспортных средств вплотную друг за другом и т. п.) — максимальный предполагаемый штраф составит 400 тыс. руб.
Антон Козлов также прокомментировал предстоящие изменения в системе введения ограничений и прекращения движения. «Мы планируем, что будет создана единая система, в которую владельцы автодорог всех уровней смогут загружать временную схему организации движения, — рассказал он. — И пользователи дорог, и сотрудники ГИБДД, и сами владельцы дорог смогут видеть все изменения на карте, что значительно повысит прозрачность данного механизма».
Важные документы на стыке интересов Министерства транспорта РФ и ГИБДД были подписаны и опубликованы в начале июня. Они касаются правил размещения средств фотовидеофиксации и обработки данных. С 1 сентября 2024 года информация с оборудования, которое не соответствует этим правилам, регистрироваться не будет.
Отвечая на вопросы из зала об обеспечении баланса интересов дорожников, железнодорожников и субъектов естественных монополий при выполнении работ по переустройству коммуникаций, Антон Козлов проинформировал о возможности урегулирования проблемных моментов с использованием механизмов, введенных в действие новыми нормами законодательства.
Ренат Гайнетдинов дополнил выступление коллеги информацией о двух инициативах Минтранса России в части предоставления статистических данных. Во-первых, учитывая отсутствие статистики по автомобильным дорогам с переходным типом покрытия и грунтовым, предлагается пересмотреть форму отчетности по выполнению дорожных работ и выделять в представляемых данных автодороги с твердым покрытием. Также прорабатывается предложение о сборе на региональном уровне информации по дорогам местного значения, расположенным на территории субъекта РФ, с последующим предоставлением в Росстат — это должно повысить достоверность сведений.
Игорь Старыгин выступил с отчетным докладом о работе Ассоциации «РАДОР» в 2023 году и об основных направлениях работы в 2024–2025 годах. Так, одним из важнейших направлений является мониторинг состояния дел в дорожном хозяйстве субъектов РФ. Игорь Старыгин отметил, в частности, рекордный объем дорожных фондов в общем объеме бюджетов субъектов РФ, зафиксированный в 2023 году: он составил 11,3%.
Субъекты в свою очередь наращивают объем помощи муниципальным образованиям: в прошлом году он составил 23,8% от объема региональных дорожных фондов, или 383,6 млрд руб.
Повысилось и соотношение нормативной потребности и фактической обеспеченности субъектов в финансовых ресурсах на выполнение дорожных работ: в 2023 году оно достигло 31,7%, тогда как в 2022 году — только 30,3%. При этом вырос уровень обеспеченности работ по ремонту автодорог — до 75,9%, в чем, безусловно, заслуга национального проекта.
В отчете Игоря Старыгина также прозвучала информация о работе Ассоциации в части совершенствования нормативных документов: в 2023 году подготовлено 78 рецензий на проекты нормативно-правовых актов. Всего за период с 2019 по 2024 год проанализировано 596 нормативно-правовых актов.
Докладчик также рассказал о 15 специализированных мероприятиях, проведенных Ассоциацией в 2023 году, а также об участии в 25 совместных мероприятиях.
«В свете задач, стоящих перед органами управления автомобильными дорогами, необходимо обеспечить максимальную эффективность расходования средств дорожных фондов, — подчеркнул Игорь Старыгин. — А значит, необходимы комплексный подход в вопросах развития дорожной сети, обеспечение содержания автодорог опорной сети по единым актуализированным нормативам финансовых затрат, расширение применения аудита безопасности дорожного движения на всех стадиях жизненного цикла автодорог и решение еще многих актуальных вопросов, над которыми, конечно же, будет работать и РАДОР». Он обратился к участникам заседания Совета директоров с просьбой отметить наиболее важные направления работы Ассоциации «РАДОР» на предстоящий период — соответствующий опрос проводится в телеграм-канале Ассоциации.
Владимир Красильников в своем выступлении проинформировал участников заседания об основных итогах проверок Счетной палатой РФ использования субъектами средств региональных дорожных фондов в 2023 году. Он отметил значительный вклад субъектов в достижение плановых показателей национального проекта, при этом подчеркнул необходимость проведения инструментальной диагностики дорожной сети и представления в отчетах максимально объективных показателей.
Леонид Ребриков выступил с докладом о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации и реализации мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования.
Он сообщил, что Россия вошла в десятку стран, которые снизили показатели смертности в дорожно-транспортных происшествиях на 50% в рамках первого десятилетия действий по обеспечению безопасности
дорожного движения в 2011–2020 годах. Между тем в 2023 году выросло число погибших в ДТП в ряде регионов. Основными причинами смертельных аварий вне городов остаются столкновения транспортных средств и съезды с проезжей части, а в населенных пунктах — наезды на пешеходов. При этом каждый четвертый погибший в ДТП в 2023 году получил смертельные ранения в результате нарушения скоростного режима.
Дмитрий Козлов в своем выступлении рассказал об исполнении государственной функции по весогабаритному контролю автотранспортных средств. Так, по его информации, за последние 3 года активизирована работа передвижных пунктов весового контроля: в распоряжение ведомства поступило более 50 новых единиц, а владельцами автодорог организовано свыше 500 площадок для их работы. За период с 2015 по 2024 год с нарушителей взыскано более 4 млрд руб. «Основной проблемой при осуществлении автоматического контроля за передвижением крупногабаритного и тяжеловесного транспорта остается сокрытие государственных номерных знаков — ее нужно решать системно на территории всей страны», — отметил докладчик.
Министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов выступил с предложениями по обеспечению сохранности дорожной сети. Озвученные им предложения предполагают организацию общественного мониторинга в сфере весогабаритного контроля с элементами цифровизации и использованием искусственного интеллекта.
Традиционно отдельный блок докладов был посвящен ситуации в дорожном хозяйстве субъектов РФ. О текущих задачах и перспективах доложили министр транспорта Пермского края Сергей Вешняков, министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов и заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Кабардино-Балкарской Республики Ислам Ульбашев.
Евгений Симчук посвятил свое выступление обязательным и добровольным к применению требованиям в сфере дорожного хозяйства, в том числе требованиям к проведению строительного контроля и приемки в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования.
Станислав Головач представил доклад о работе государственной информационной системы выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств. Он сообщил, что сегодня систему используют более 30 тыс. перевозчиков, автопарк которых превышает 183 тыс. транспортных средств, — прирост по этим показателям составил 14,3% по сравнению с 2023 годом. Среднее время выдачи спецразрешений сократилось по сравнению с прошлым годом на 18,8% и составило 5,2 рабочих дня. При этом сразу в день подачи заявления выдано более 117 тыс. разрешений — это в 8 раз больше, чем за сопоставимый период прошлого года. Докладчик подчеркнул, что для еще более эффективной работы системы требуется заполнение геоинформационного модуля со стороны владельцев местных автодорог.
В ходе заседания Совета директоров был решен ряд важных уставных и организационных вопросов деятельности Ассоциации «РАДОР»: работа Ассоциации «РАДОР» в 2023 году признана удовлетворительной, одобрен отчет Ревизионной комиссии, подведены итоги рейтинга активности органов управления автомобильными дорогами в 2023 году, награждены отличившиеся работники дорожного хозяйства, а также состоялись выборы нового члена Президиума и принятие нового члена в состав Ассоциации. По результатам голосования Совета директоров в Президиум Ассоциации вошел председатель Комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области Денис Седов, а новым членом Ассоциации стало Министерство транспорта и развития транспортной инфраструктуры Херсонской области.
В завершение заседания Игорь Старыгин анонсировал ряд мероприятий в рамках программы работы Ассоциации «РАДОР» на 2024 год. Ближайшее из них состоится 19 июня в Новосибирске, где в рамках Международного форума «Транспорт Сибири» пройдет круглый стол по вопросам аудита безопасности дорожного движения. А 10 июля в Кабардино-Балкарии в Нальчике соберется окружное совещание руководителей территориальных органов управления автомобильными дорогами Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
И уже сейчас начинается формирование программы работы Ассоциации «РАДОР» на следующий год — предложения по направлениям работы и местам проведения региональных мероприятий принимаются Исполкомом Ассоциации «РАДОР».
Материал предоставлен пресс-службой Ассоциации «РАДОР»