Проблема развития регионов Севера и Дальнего Востока приобретает большое значение. В районах, прилегающих к Севморпути, требуется не только обустройство морских портов, но и развитие сети припортовых сооружений и местных транспортных связей.
Ввиду важности обеспечения эффективного и безопасного функционирования Севморпути представляет значительный интерес проведение сравнительного технико-экономического анализа способов перемещения грузов по следующим вариантам маршрутов:
а) полностью водным путем из Северного ледовитого океана через Берингов пролив и далее в районы Охотского моря, Сахалина и Владивостока.
б) комбинированным вариантом со строительством железной (и/или автомобильной) дороги. Например, от порта Черский на Восточно-Сибирском море до порта Эвенск на Охотском море.
Наличие железной (и/или автомобильной) дороги даст значительный импульс экономическому и социальному развитию региона, освоению месторождений местных полезных ископаемых, строительству горнодобывающих и перерабатывающих предприятий.
Строительство дороги придаст новый импульс к обоснованию экономической целесообразности сооружения в перспективе мощной приливной гидроэлектростанции в Пенжинский губе. Ее сооружение обеспечит энергией строительство горнодобывающих предприятий, промышленных и социальных объектов в указанном регионе, электрификацию железной дороги, даст мощный импульс к эффективному развитию Дальнего Востока.
Более того, строительство дамбы Пенжинской ГЭС обеспечит возможность строительства дороги от Эвенска до населенного пункта Чайбуха и далее через дамбу до регионов Камчатского края, что обеспечит возможность сухопутного сообщения края с материком.
Таким образом, прокладка трассы Черский — Эвенск может дать толчок к экономическому, промышленному и социальному развитию региона, богатого природными ресурсами.
Важным фактором при строительстве наземных объектов транспортной инфраструктуры является учет специфики местных климатических и грунтово-гидрологических условий, требующих реализации новых конструктивных решений по сравнению с применяемыми в других климатических зонах. Это обусловлено нецелесообразностью устройства традиционных слоев земляного полотна из местных грунтов вследствие характерного для районов Крайнего Севера весьма тонкого и ранимого поверхностного почвенного слоя, что не позволяет использовать местные грунты для устройства слоев земляного полотна из притрассовых резервов. Для обеспечения эффективного решения проблем развития транспортной инфраструктуры в каждом конкретном регионе необходим комплексный анализ не только местных особенностей климатических и гидрологических условий строительства и возможностей использования местных материальных ресурсов, но и разработка принципов эффективного взаимодействия различных видов транспорта.
Рассмотренный пример показывает, что взаимодействие различных видов транспорта (в частности, морского и наземного) в единой системе транспортной инфраструктуры может дать значительный экономический и социальный эффект.
Автор: Андрей Руденский, д.т.н, профессор, академик АВН, лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники