К 2024 году наша страна должна войти в первую десятку лидеров в области безопасности дорожного движения
В последние годы БДД в России уделяется повышенное внимание. Положительная динамика в плане уменьшения ДТП с тяжелыми последствиями подтверждается реальными цифрами. Кропотливая работа ответственных ведомств не проходит даром. Свои комментарии относительно технологий и технических средств обеспечения безопасности дорожного движения дал заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин.
— Оцените текущую ситуацию с обеспечением безопасности дорожного движения на российских дорогах.
— По итогам 10 месяцев 2021 года на дорогах страны погибло 12 тысяч человек, что меньше на 8,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Концепция «нулевой смертности» является определяющей в формировании государственной политики Российской Федерации в области безопасности дорожного движения, согласно которой уже к 2024 году наша страна должна войти в первую десятку лидеров в области безопасности дорожного движения. Анализ основных и относительных показателей дорожно-транспортной аварийности в 2014-2021 годах свидетельствует о стабильной позитивной динамике на пути к достижению этой цели.
Наиболее распространенными видами дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП) остаются столкновения транспортных средств и наезды на пешеходов. В общей сложности на них приходится более двух третей от всех погибших в ДТП.
Число погибших в столкновениях и в результате наездов на пешеходов в последние годы неуклонно снижается. Несмотря на снижение числа погибших детей-пешеходов на 11,6% (с 164 до 145), профилактике таких ДТП по-прежнему необходимо уделять пристальное внимание. Полагаем, что независимо от обстоятельств ДТП в каждом происшествии с участием ребенка присутствует вина взрослых.
— Насколько соответствуют нынешней государственной стратегии по повышению безопасности на дорогах технологии и технические средства обеспечения БДД, применяемые российскими дорожниками?
— Основными направлениями реализации Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 января 2018 года № 1, обозначены:
• совершенствование организации движения пешеходов на улично-дорожных сетях с целью минимизации опасности их движения в условиях высокоинтенсивных транспортных потоков путем использования современных методов анализа, моделирования и прогнозирования;
• комплексное обустройство пешеходных переходов (надземных, подземных, наземных), учитывающих потребности оптимальной организации пешеходного движения;
• обустройство пешеходных переходов необходимым набором технических средств организации дорожного движения с применением инновационных методов и технологий.
Как видим, ключевым направлением стратегии определены элементы обустройства, направленные на повышение безопасности движения пешеходов.
Пешеходы являются наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения.
Во вступивший с 1 апреля 2020 года ГОСТ Р 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» включена норма, расширяющая практику применения дорожных знаков на щитах с флуоресцентной пленкой желто-зеленого цвета. В настоящее время такие дорожные знаки применяются практически на всех пешеходных переходах, что позволило сделать их более заметными и своевременно сконцентрировать внимание водителей на пешеходном переходе.
Кроме того, в настоящее время Российским дорожным научно-исследовательским институтом (ФАУ «РОСДОРНИИ») разрабатывается отдельный национальный стандарт, направленный на обеспечение безопасности именно пешеходов — ГОСТ Р «Дороги автомобильные и улицы. Безопасность движения пешеходов. Общие требования», учитывающий ряд новых технологий в области применения технических средств организации движения.
В целом необходимость активизации работы по внедрению новых технических требований и стандартов обустройства автомобильных дорог, в том числе на основе цифровых технологий, нашло отражение в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные качественные дороги», которым определены задачи по ежегодному утверждению соответствующих технических стандартов.
В рамках выполнения задач федерального проекта приняты национальные стандарты, уточняющие и (или) устанавливающие требования: 1) к летнему и зимнему содержанию дорог, в том числе элементов обустройства, предназначенных для обеспечения безопасности движения пешеходов; 2) к доступности автомобильных дорог общего пользования для инвалидов и других маломобильных групп населения; 3) к уровню содержания светофорных объектов; 4) к освещению дорог; 5) к противогололедным материалам, применяемым в населенных пунктах.
— Назовите наиболее значимые негативные факторы влияния на ситуацию с обеспечением безопасности дорожного движения в настоящее время.
— Негативные факторы влияния на ситуацию с обеспечением безопасности дорожного движения вытекают из результатов анализа статистики аварийности.
Полагаем, что основные риски связаны с превышением установленной скорости, выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, управлением транспортными средствами в состоянии опьянения, а также не соблюдением правил дорожного движения пешеходами.
Отдельного внимания требует решение проблемы детского дорожнотранспортного травматизма.
Немаловажным негативным фактором является недостаточная урегулированность действий участников движения, управляющих электросамокатами и тому подобными средствами. Редакция правил, которыми вводится новый вид транспортного средства — средство индивидуальной мобильности, Минтрансом России подготовлена, МВД России согласована.
Кроме того, необходимо обратить внимание на ДТП в темное время суток, когда тяжесть последствий является наиболее высокой по причине того, что в данный период времени остановочный путь может превышать расстояние видимости при максимально разрешенных правилами скоростях движения.
— С помощью каких технологий и технических средств возможно снизить или вовсе убрать влияние этих факторов?
— Ни одно из технических средств организации дорожного движения не гарантирует абсолютной безопасности дорожного движения.
При этом полагаем, что технической составляющей при разработке мероприятий по повышению безопасности дорожного движения должно уделяться пристальное внимание.
В 2020 году Правительством Российской Федерации утвержден план мероприятий «Дорожная карта» по оснащению четырехполосных автомобильных дорог системами разделения встречных направлений движения. Указанным планом предусматривается к концу 2024 года обеспечить разделение встречных направлений движения 100% четырехполосных автомобильных дорог.
Кроме того, планом предусмотрены изменения документов по стандартизации в целях нормирования технических требований, методов контроля и правил оснащения четырехполосных автомобильных дорог системами разделения встречных направлений движения.
В то же время еще при разработке ГОСТ Р 52289 были учтены наши предложения, и в указанный стандарт вошли нормы, расширяющие практику применения тросовых ограждений или барьерных ограждений с отделяющейся балкой без консоли. В настоящее время указанный стандарт предусматривает применение таких ограждений:
• вне населенных пунктов на четырехполосных автомобильных дорогах;
• в местах концентрации ДТП, связанных со встречным столкновением транспортных средств, или для профилактики возникновения таких мест вне населенных пунктов на двух- и трехполосных автомобильных дорогах без ограждений на обочинах и в населенных пунктах на четырехполосных автомобильных дорогах и улицах.
В части, касающейся повышения безопасности пешеходов, полагаем целесообразным наращивание в населенных пунктах объемов по обустройству приподнятых над уровнем проезжей части пешеходных переходов или ее обустройству искусственными дорожными неровностями.
Неприемлемой представляется ситуация, связанная с имеющимися фактами организации нерегулируемых пешеходных переходов через многополосные автомобильные дороги.
Одновременно необходимо исключать наличие неосвещенных пешеходных переходов. Напомним, что согласно нормам средняя освещенность на покрытии наземных пешеходных переходов должна быть выше значений средней освещенности на поверхности пересекаемой проезжей части в 1,3 раза, а для неосвещаемых дорог составлять не менее 10 лк.
В то же время у нас до сих пор имеются неосвещенные участки дорог в пределах населенных пунктов, в том числе в областных и республиканских центрах.
— Оцените эффективность технических средств обеспечения безопасности дорожного движения, прежде всего с точки зрения количества тяжких ДТП.
— Анализ статистики ДТП показывает, что, безусловно, на участках дорог, оборудованных барьерным или тросовым ограждением, аварийность, связанная со «встречным столкновением», снижается практически до нуля. Однако на таких участках дорог необходимо контролировать ситуацию, связанную с попутными столкновениями, наездами на препятствие, наездами на стоящие транспортные средства, вызванными неправильным выбором скорости движения.
Поэтому еще раз обращаем внимание на необходимость комплексного подхода при реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах. Положительно оцениваем оборудование дорог искусственным освещением.
— Насколько сегодня действующая нормативно-правовая база способствует разработке эффективных технических средств по обеспечению безопасности дорожного движения и введению их в эксплуатацию на дорожной сети?
— Владельцами дорог по согласованию с Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации эффективно реализуется механизм апробации на дорогах новых технических средств организации дорожного движения для последующего погружения норм их применения в документы по стандартизации в случае успешных результатов эксперимента.
— Расскажите о перспективных разработках новых технических средств по обеспечению БДД и о том, в каком направлении следует двигаться их разработчикам, чтобы были достигнуты целевые показатели по снижению аварийности, предусмотренные действующими профильными госпрограммами.
— Как уже отмечалось, невозможно добиться серьезных результатов, реализуя и совершенствуя только систему применения технических средств организации дорожного движения и элементов обустройства дорог. Немаловажную роль играют: система обучения участников дорожного движения, уровень их знаний, умение применять их на практике; техническое состоя ние эксплуатируемых транспортных средств; степень и неминуемость наказания за грубые нарушения правил дорожного движения. Достижение целевых показателей может быть достигнуто за счет консолидированного усилия всех заинтересованных ведомств на основе комплексного использования имеющихся ресурсов.
ГУОБДД МВД России осуществляет мониторинг применяемых в экспериментальном порядке технических средств организации дорожного движения. В качестве примера можно привести желтую разметку, разделяющую транспортные потоки встречных направлений, проекционную разметку пешеходных переходов, дорожные знаки, информирующие о наличии глухих пешеходов, информационные световые секции светофоров и т.п. В случаях, когда применяемые технические средства объективно повышают безопасность дорожного движения, мы выступаем за включение их в документы по стандартизации с учетом позиции всех заинтересованных ведомств, организаций и общественного мнения.
Подготовил Леонид Григорьев
Фото Ольги Швейцер