Одним из самых значимых событий XV Международного форума и выставки «Транспорт России» стала пленарная дискуссия «Цифровая логистика 2021-2024-2030: от трансформации компаний к лидерству всей транспортной отрасли», организованная ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика»
В ходе мероприятия ее участники — отраслевые эксперты, научные работники, представители государственной власти, дорожной и транспортной отраслей — подвели некоторые итоги текущего года и обсудили ряд вопросов, связанных с цифровой трансформацией логистики в 2024 и 2030 годах, технологическими изменениями пассажирских и грузовых перевозок в ближайшее десятилетие, а также поддержкой государства, необходимой для реализации инициатив бизнеса.
КУРС НА ЦИФРОВУЮ ЭКОСИСТЕМУ
Заместитель министра транспорта России Кирилл Богданов, открывая дискуссию, отметил, что социально-экономическое развитие нашей страны в первую очередь концентрируется на человеке, а поскольку все граждане России являются пользователями транспорта, это служит опорным фактором для цифровой трансформации отрасли. Автомобильные дороги № 12 | 2021 Основными источниками цифровой трансформации являются стратегия и программы Минтранса страны, корпоративные программы лидеров отрасли, цифровые проекты таких компаний, как «Яндекс», «Почта России», «Озон», и ряда других.
Главной задачей на ближайшую перспективу является создание цифровой экосистемы, внутри которой обеспечивалось бы эффективное взаимодействие всех участников транспортной отрасли России. Не менее важным представляются межведомственные контакты и эффективное взаимодействие.
В нынешнем году транспортное ведомство разработало стратегию цифровой трансформации транспортного комплекса страны на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Цифровизация при этом проходит красной нитью по всем представленным проектам и инициативам. Без реализации прорывных технологий Россия не сможет полноценно развивать транспортную отрасль.
По словам замминистра, в рамках стратегии цифровой трансформации разработали шесть основных инициатив. Так, беспилотный транспорт для пассажиров и грузов стал самой интересной и прорывной инициативой, объединившей элементы искусственного интеллекта, интеллектуальные транспортные системы, высокоавтоматизированный транспорт пятого уровня автономности, в котором отсутствует даже кабина для водителя. Это важное направление находится на контроле у первого вице-премьера правительства страны Андрея Белоусова.
«Зеленый» коридор для пассажиров включает новую биометрию и бесконтактную форму оплаты поездок, которые минимизируют время посадки граждан на транспорт. В этом случае не требуется паспорт и посадочный талон, нужно подойти к автоматическому гейтеру, который в доли секунды распознает лицо пассажира и обеспечивает его доступ в транспортное средство.
Бесшовная грузовая логистика, реализуемая в рамках нового федерального закона об электронных перевозочных документах, позволяет отказаться от пяти миллиардов ежегодно используемых традиционных бумажных перевозочных документов (путевые листы, накладные, заказ-наряды и др.). Уже с начала следующего года транспортники получат возможность оформлять электронные перевозочные документы, а с 2023 года это станет обязательной функцией, что упорядочит перевозочные процессы и обеспечит прозрачность транспортного рынка.
К трем другим инициативам относятся управление транспортной системой, цифровизация для транспортной безопасности и цифровые двойники объектов, которые обеспечат безопасность, надежность и непрерывность функционирования всех объектов транспортной инфраструктуры.
По словам чиновника, важным проектом, осуществляемым Министерством транспорта совместно с ассоциацией «Цифровой транспорт и логистика», является запуск первой в мире беспилотной трассы М-11 «Нева». К проекту, контролируемому соответствующим комитетом, подключились несколько рабочих групп и около двух десятков организаций. В конце 2023 года планируется начать движение автономного транспорта на магистрали Москва — Санкт-Петербург. Это позволит России не просто следовать трендам перспективных технологических новинок, но и в определенных сферах их формировать. Стандартами, которые будут разработаны для беспилотного движения по автомагистралям, могут воспользоваться как ближайшие соседи России по СНГ, так и другие азиатские партнеры.
Конечно, беспилотные грузоперевозки не ограничиваются трассой М-11 «Нева», к 2030 году планируется осуществить амбициозный план по обеспечению беспилотного логистического коридора между Азией и Европой. Тем самым удастся увеличить транзит через территорию России в 10 раз благодаря ее выгодному географическому положению.
Не остается без внимания Минтранса и проект беспилотного такси, реализуемого совместно с компанией «Яндекс». В следующем году с помощью соответствующего приложения можно будет заказать не только такси с водителем, но и чисто беспилотную машину.
«Хочу немного побыть футурологом. Мне кажется, что в 2035–2040 году, если кто-то захочет поуправлять личным автомобилем, то он сможет это сделать только в некой резервации или на полигоне. Потому что по дорогам общего пользования будут ездить только беспилотники», — подытожил Кирилл Богданов.
С ПРИЦЕЛОМ НА ПРОЕКТЫ-МАЯКИ
Главный управляющий директор по технологическому развитию и инновациям Государственной корпорации развития «ВЭБ. РФ» Леонид Осипов рассказал о некоторых аспектах состояния и развития перспективных технологических проектов-маяков. В их основе лежат наработки «Национальной технологической инициативы» (НТИ), соответствующие двум главным критериям: максимальному рыночному потенциалу и «притягивающему» эффекту для российских технологий. Рыночный потенциал подразумевает наличие инвестора, который готов рисковать, вкладывая свои денежные средства, но в то же самое время зарабатывать на достижениях и результатах проекта.
«Притягивающий» эффект должен проявиться вокруг множества стартапов, компаний среднего бизнеса, решающих конкретные прикладные задачи.
Отсюда и возникло название «маяки» развития технологий.
Уже прошло несколько обсуждений с участием широкого круга экспертов, членов правительства, а также центральных партнеров и бизнес-инвесторов.
В высокий финальный перечень инициатив технологического развития вошли пять проектов-маяков. Их предъявили правительству страны в октябре нынешнего года. Три из этих проектов непосредственно трансформировались в транспортную логистику: беспилотная доставка грузов, автономное судовождение, цифровые коридоры, то есть доставка грузов по трассе М-11 автономными грузовиками.
По словам эксперта, такие комплексные технологические проекты являются, как правило, достаточно высокорискованными, поскольку совсем непросто найти решение, которое соответствует потребностям и возможностям рынка. К тому же ряд технологий оказался еще недостаточно зрелым. Например, конструкция беспилотного грузовика еще не отработана до конца, чтобы эта машина могла в автономном режиме двигаться по дорогам. Свое негативное влияние оказывают барьеры в нормативной среде. В этой ситуации критично важна роль лидирующего бизнес-партнера и институтов развития.
Госкорпорация ВЭБ.РФ станет самым активным и полезным участником в реализации важнейших инновационных технологических проектов-маяков в России, в том числе в области автономной доставки грузов, безболезненно интегрируя такие проекты в ныне имеющиеся производственные структуры. А в тот момент, когда проекты станут практически обоснованными, госкорпорация будет тщательно обосновывать возможность привлечения инвестиционных средств для их реализации.
По информации Леонида Осипова, в настоящее время идет целенаправленная работа над бесшовной системой поддержки инновационных и технологических проектов «от стартапа до IPO (первого публичного предложения)». Этими вопросами по поручению правительства России занимаются Минэкономразвития совместно с платформой НТИ и институтами развития из Группы ВЭБ.РФ (Фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям, Фонд инфраструктурных и образовательных программ).
Ведь функция данной системы — максимально ускорить прохождение проектов по этапам технологической, инвестиционной и рыночной зрелости. Наряду с этим в рамках системы планируетсясобирать и накапливать данные о технологических стартапах и компаниях среднего бизнеса на каждом этапе их жизненного цикла. В результате данная информация станет доступна для всех институтов развития и инвесторов, которые принимают участие в разработке этой системы.
ПЕРЕВОЗОЧНЫМ ДОКУМЕНТАМ — ЭЛЕКТРОННОЕ НАПОЛНЕНИЕ
Генеральный директор ФГУП «ЗащитаИнфоТранс» Илья Перевалов остановился на практическом воплощении проекта по созданию и функционированию государственной информационной системы электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
Для нашей страны электронный документооборот, а также обмен электронными данными без всякого преувеличения является основой цифровизации. Совершенно не случайно ГИС ЭПД рассматривается как важнейшее неотъемлемое звено всеобщего перевода в цифровой вид перевозочных документов, имеющихся в настоящее время на автомобильном транспорте нашей страны. Так, количество одних только транспортных накладных, имеющих оборот в системе, которые планируют перевести в цифровой вид, составляет около трех миллиардов единиц. Одновременно число участников, задействованных в ГИС ЭПД, находится на уровне семи миллионов. В такой ситуации первостепенное значение приобретает то обстоятельство, что вновь формируемая система должна гармонично сочетаться с уже имеющимися бизнеспроцессами транспортной отрасли, не оказывая негативного влияния на них. Особенности проекта ГИС ЭПД дают возможность в полной мере использовать уже существующую инфраструктуру операторов электронного документооборота.
Максимально сжатые сроки реализации проекта создания ГИС ЭПД обеспечат уже в текущем году полную функциональность системы, позволяющую предоставлять электронные документы, переданные участниками грузоперевозки в ГИС ЭП и федеральным органам исполнительной власти.
В следующем году одним из ключевых векторов дальнейшего развития ГИС ЭПД станет реализация функционала системы, касающегося верификации данных в электронных перевозочных документах, а также использования сервисов системы межведомственного электронного взаимодействия для поддержки крайне востребованной технологии онлайн-витрин государственных данных, которую реализует Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России. Подобный подход окажет заметную помощь в осуществлении и упрощении обмена данными с федеральными органами исполнительной власти.
По утверждению Ильи Перевалова, перспективы ГИС ЭПД в ближайшие годы связаны с тремя главными факторами. Прежде всего, это масштабное распространение системы на другие виды транспорта, а также на такие виды перевозок, как внутренние, по территории России, экспортные, импортные и транзитные перемещения грузов. Другой момент — увеличение списка перевозочных документов, получаемых системой. В данном случае подразумеваются такие документы, как транспортная накладная, сопроводительная ведомость и заказ-наряд. Вслед за этим упомянутый перечень пополнят путевые листы. Наконец, последний фактор предполагает обеспечение необходимых условий для организации бесшовной логистики в процессе выполнения всего спектра международных автоперевозок.
Валерий Васильев
Фото автора