В преддверии нового, 2022 года ассоциация «РАДОР» провела семинар-практикум по вопросам нормативно-правового регулирования размещения заказа в области дорожного хозяйства

Мероприятие прошло 9 ноября в режиме видеоконференции при поддержке Минтранса России, Федерального дорожного агентства, Федеральной антимонопольной службы России совместно с Учебным центром Ассоциации электронных торговых площадок. Для участия в онлайн-семинаре зарегистрировались представители территориальных органов управления 45 субъектов РФ.

С докладами выступили заместитель директора Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Антон Козлов, ведущий советник Департамента правового обеспечения и законопроектной деятельности Минтранса России Стелла Бажура, заместитель начальника правового отдела №1 Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России Дмитрий Бомбырь, заместитель начальника Управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства Константин Дерябин и руководитель Учебного центра Ассоциации электронных торговых площадок Александр Тарасов. Вел семинар генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.

«Уважаемые коллеги, главная задача органов управления автодорогами, то есть наша с вами задача, — успешная реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги», — напомнил он. — Уже третий год подряд на дорожную деятельность в регионах направляются беспрецедентно высокие объемы финансирования. В этом году объем дорожных фондов превысил 1,3 трлн руб., в том числе более 300 млрд руб. из федерального бюджета. В рамках реализации национального проекта работы выполняются более чем на 5600 объектах. Общая площадь укладки верхних слоев дорожной одежды на сегодня превышает 141 млн кв. метров. Большое внимание к дорожной деятельности уделяют органы власти, пользователи автомобильных дорог и, конечно же, контрольные, надзорные органы — в части правильного и своевременного проведения процедур государственных закупок. Сегодня в рамках нацпроекта уже идут процедуры государственных закупок по объектам 2022-2023 годов. Многое сделано для того, чтобы подрядчики имели возможность в зимний сезон провести заготовку материалов, подготовиться к выполнению основных видов работ, чтобы в сезон, в наиболее благоприятное время, их выполнить с высоким качеством».

В развитие темы повышения эффективности использования средств дорожных фондов и обеспечения качества дорожных работ Антон Козлов проинформировал о нововведениях в типовых условиях контрактов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог. Он подчеркнул, что в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» внесены изменения так называемым «оптимизационным законом» — Федеральным законом от 2 июля 2021 года № 360-ФЗ. Эти изменения направлены в первую очередь на упрощение порядка осуществления закупок. В соответствии с ними, в частности, компетенции по установлению типовых условий на выполнение работ на объектах дорожной сети переданы на уровень Правительства РФ — данное положение вступит в силу весной 2022 года. До этого момента продолжат действовать типовые условия, утвержденные Приказами Минтранса России и Минстроя России. «С целью облегчить переходный период и сделать возможным заключение договоров с учетом изменившейся обстановки в них также внесен ряд изменений», — сообщил Антон Козлов. Спикер остановился на нескольких наиболее существенных корректировках.

«Один из самых острых вопросов — вопрос деиндексации, — доложил он. — Все мы знаем, что в силу различных обстоятельств те или иные дорожные объекты вводятся раньше, чем планировалось. Для решения этого вопроса Правительством РФ было дано поручение Минтрансу и Минстрою внести изменения в типовые условия. Теперь все государственные контракты на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автомобильных дорог должны выполняться при условии, что стоимость контракта остается фиксированной — и в том случае, если работы выполняются досрочно».

Второе изменение связано с внедрением института электронного активирования. Эту работу Минтранс России ведет совместно с Федеральным казначейством. Аналогичную работу проводит Минстрой. Суть изменений заключается в отказе от форм КС-2 и КС-3, которые знакомы всем дорожникам по приемке тех или иных работ. Вместо них мы будем использовать xml-документы, представляющие электронную форму акта выполненных работ, которые утверждаются Федеральным казначейством. Эти документы машиночитаемые, так что информационная система казначейства сможет одномоментно отслеживать все подписанные акты. Планируется осуществить их интеграцию с электронным бюджетом, чтобы было видно не только фактическое списание денежных средств со счетов заказчика, но одновременно и все принятые работы, на которые эти деньги были потрачены. Акт будет подписываться на площадке Единой информационной системы в сфере государственных закупок с использованием унифицированной электронной подписи. В настоящее время документ находится на этапе межведомственных согласований. Подготовленная форма акта выполненных работ будет доступна для рассмотрения и внесения предложений.

Еще одно существенное изменение касается закупок на осуществление строительного контроля. С 1 сентября 2021 года вступили в силу изменения в Градостроительный кодекс РФ, в соответствии с которым Правительство РФ наделено полномочиями по определению случаев и критериев, когда строительный контроль объектов дорожного хозяйства, строительство, реконструкция и капремонт которых осуществляются с использованием федеральных средств, будет проводиться учреждениями, подведомственными Минтрансу либо Федеральному дорожному агентству. В отношении всех региональных объектов, на реализацию которых были предоставлены средства федеральной поддержки, роль контрольного органа будет выполнять ФАУ «РОСДОРНИИ». Соответствующий акт Правительства РФ сейчас проходит межведомственное согласование.

С информацией о предложениях по совершенствованию законодательства в сфере закупок и антимонопольного законодательства выступила Стелла Бажура. Она сообщила, что в целях реализации «оптимизационного закона», вносящего изменения в Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...», Министерством финансов РФ разработаны нормативно-правовые акты, в рассмотрении и согласовании которых приняло участие Министерство транспорта РФ. Стелла Бажура подробно остановилась на положениях двух документов. Первый — проект постановления Правительства РФ «О дополнительных требованиях к участникам закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений актов Правительства Российской Федерации».

Так, при работах по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий участники закупки обязаны иметь опыт указанных работ в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Цена выполненных работ по договору должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При выполнении работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства от участника закупки требуется наличие хотя бы одного из следующих опытов:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции соответствующих объектов;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции особо опасного, технически сложного, уникального объекта капитального строительства.
При этом цена выполненных работ по договору, предусмотренному как первым пунктом, так и вторым, должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

При работах по строительству, реконструкции автомобильных дорог от участника закупки также требуется наличие одного из следующих опытов выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному этими пунктами, должна составлять не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн руб.; не менее 40% от начальной (максимальной) цены контракта — если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн руб., но не более 500 млн руб.; не менее 30% от начальной (максимальной) цены контракта — если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн руб.

В случае работ по капитальному ремонту автомобильной дороги от участника закупки требуется наличие одного из следующих опытов выполнения работ:
 1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
3) опыт выполнения работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги участником закупки, являющимся застройщиком.
Цена выполненных работ по договору, предусмотренному этими пунктами, должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Наконец, при выполнении работ по ремонту и содержанию автомобильной дороги участник закупки должен иметь один из следующих опытов выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ должна составлять не менее 20% от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Второй документ, о котором рассказала Стелла Бажура, — проект постановления Правительства РФ «Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации». Положения этого документа вводят новые формулы определения количества баллов, присваиваемых заявкам, которые предусматривают сравнение оцениваемого предложения с лучшим из подлежащих оценке предложений.

Стелла Бажура привела предельные величины значимости критериев оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, относящихся к дорожной сфере. Так, минимальная значимость критерия «Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги» при работах по ремонту и содержанию автомобильной дороги оценивается в 60 баллов. Максимальная значимость критерия «Расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ» по тем же услугам — в 10 баллов. А максимальная сумма величин значимости критерия «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» и «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или иномзаконном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» при работах по ремонту и содержанию автомобильных дорог — в 40 баллов.

Стелла Бажура подчеркнула, что оба документа — «О доптребованиях к участникам закупок…» и «Об оценке заявок…» вступают в силу с 1 января 2022 года.

О работе ФАС России по контролю закупок в сфере дорожного хозяйства рассказал Дмитрий Бомбырь. Он привел примеры из актуальной административной и арбитражной практики, в частности по вопросам подготовки и размещения проектно-сметной документации (ПСД) при закупке работ по строительству и капитальному ремонту. Также докладчик рассмотрел ряд проблем правоприменения Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок...» и озвучил разъяснения ФАС России относительно вносимых в него изменений.

Дмитрий Бомбырь напомнил, что согласно пункту 1 части 1 статьи 33 закона «О контрактной системе…» описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Такие характеристики для выполнения подрядных работ на строительство здания, которые были предметом закупки в рассматриваемом деле, должны с учетом требования части 1 статьи 743 ГК РФ, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержаться в проектной документации. Проектной документацией определяются объем, содержание работ, в частности архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства (часть 2 статьи 48 ГрК РФ). Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности и результату, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта. В связи с этим при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Дмитрий Бомбырь подчеркнул, что Приказом Минтранса России от 17.08.2021 № 276 внесены изменения в типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений. Так, пункт 2.3 Приказа Минтранса России от 05.02.2019 № 37 «Об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту, ремонту автомобильных дорог, искусственных дорожных сооружений и информационной карты типовых условий контракта» дополнен абзацем, смысл которого заключается в следующем: досрочно выполненные работы заказчик сможет принять и оплатить, не меняя цену контракта. Это допустимо, если есть средства от перераспределения финансирования с поздних периодов на более ранние.

Докладчик также назвал величину начального (максимального) лота при выполнении работ по содержанию/ремонту автомобильных дорог. Так, для населенного пункта, имеющего статус города в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, численность населения которого не превышает 1 млн жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не может превышать 1 млрд руб. Для населенного пункта, имеющего статус города, с численностью населения более 1 млн начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд руб. Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.

Что касается автомобильных дорог субъектов РФ, то для I, II, III климатических зон начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1 млрд руб. Для IV и Особой климатических зон начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,4 млрд руб. Для субъекта Российской Федерации, численность населения столицы которого составляет более 1 млн жителей, начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 1,5 млрд руб. Для городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург начальная (максимальная) цена одного лота не должна превышать 3 млрд руб. Срок исполнения обязательств по контракту должен составлять не менее 6 месяцев.

 Помимо прочего, Дмитрий Бомбырь озвучил величину штрафных санкций, предусмотренных ч. 7 ст. 19.5 КоАП. Так, невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания требования контрольного органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 тыс. руб., а на юридических — 500 тыс. руб.

С 1 июля 2018 года Федеральное дорожное агентство применяет практику заключения пятилетних контрактов на содержание. Как отметил в своем выступлении Константин Дерябин, на федеральной дорожной сети уже действует 239 таких контрактов. «Опыт заключения пятилетних государственных контрактов показал их эффективность, — доложил он. — Одним из основных положительных моментов стало исключение многочисленных конкурсных процедур, в результате чего мы избавились от перерывов в организации дорожного движения и перешли к своевременному планированию проведения работ, в том числе по безопасности дорожного движения. Стоит отметить и повышение уровня взаимодействия с контрольно-надзорными органами. То есть подрядчики стали больше взаимодействовать с ГИБДД, УГАДН, МЧС и оперативно устранять их замечания. Также отмечен положительный эффект в части ведения финансовой деятельности со стороны подрядных организаций: была произведена оптимизация расходов, в том числе в части планирования закупки противогололедных материалов при подготовке к зимнему сезону. Мы отметили желание подрядных организаций приобретать современную технику, которая требует меньших затрат на эксплуатацию. Подрядные организации начали заключать долгосрочные контракты на поставку материалов на более выгодных условиях, стали приобретать и строить высококачественные производственно-технические базы. Все это положительно сказалось на уровне содержания автомобильных дорог. Сюда же можно отнести своевременное устранение дефектов элементов обустройства дорожного покрытия. Еще одной положительной стороной действия долгосрочных контрактов стало снижение числа обращений граждан, отмечающих неудовлетворительный уровень содержания.

Кроме того, мы отмечаем повышение профессионализма сотрудников подрядных организаций, а также тот факт, что долгосрочные контракты повышают прозрачность и предсказуемость условий ведения бизнеса со стороны подрядных организаций, позволяют прогнозировать и контролировать расходы средств как из федерального бюджета, так и от структур, осуществляющих содержание автомобильных дорог. Подрядные организации могут прогнозировать свою доходную часть в течение действия государственного контракта. Учитывая накопленный опыт Федерального дорожного агентства в части заключения пятилетних контрактов, мы считаем целесообразным сохранить данную практику».

Во второй части семинара-практикума Александр Тарасов, представляющий Учебный центр Ассоциации электронных торговых площадок, подробно рассказал о грядущих изменениях в Федеральном законе № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и соответствующих нормативно-правовых актов, касающихся дорожного хозяйства. Также были рассмотрены основные ошибки и проблемные ситуации в работе заказчика при проведении конкурсных процедур.

Подготовил Алексей Шлыков

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.