Мало кто из водителей ни разу в жизни не получал штраф за нарушение правил дорожного движения. Нарушают по-разному: кто-то по неопытности, кто-то по невнимательности, а кто-то в силу полного пренебрежения к ПДД. И если одному можно «скостить» 50% штрафа, то другого следует лишать водительских прав пожизненно. Потому как представляет опасность для окружающих.
Замечательную услугу предлагают некоторые банки автовладельцам: автоплатеж штрафов за нарушение правил дорожного движения. С одной стороны, налицо забота о своем клиенте: он настолько занят, что у него нет свободной минуты зайти в мобильное приложение (а тем более в отделение банка) и погасить штраф, — и банк всю эту тяжбу берет на себя. С другой, в самой формулировке «автоплатеж штрафов» сквозит некий императив: автовладелец еще не успел сесть за руль и включить зажигание, а уже априори считается нарушителем. Словно речь идет об оплате коммунальных услуг, которую нужно производить ежемесячно, иначе попадешь в черный список должников со всеми вытекающими.
А если водитель из принципа не нарушает ПДД — ему нужен автоплатеж штрафов? А если он, проскочив на запрещающий знак, скрытый деревом (фонарным столбом, рекламным щитом), получил уведомление о штрафе и, вернувшись на «место преступления», сфотографировал его в надежде обжаловать постановление в суде, — ему нужен автоплатеж?
Если кому и нужна эта функция, так это тем, кто нарушает умышленно.Еще несколько лет назад было немало разговоров о том, что нейронные сети (и, соответственно, камеры ФВФ) научились распознавать непристегнутые ремни безопасности, смартфоны в руках водителей и даже факт выбрасывания из окна автомобиля мелкого мусора. Но, как показывают наблюдения, окурки по-прежнему летят на проезжую часть, и водители сплошь и рядом болтают по телефону, управляя транспортным средством.
Что касается непристегнутых ремней, то и здесь «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Только 21 сентября сего года, то есть три месяца назад, было официально объявлено, что «нейросети будут фиксировать, пристегнуты ли пассажиры в автомобилях». Как рассказали в столичном дептрансе, «в Москве находится около 500 камер с искусственным интеллектом, которые уже могут выявлять непристегнутых водителей, а еще около 206 комплексов способны определять таких же пассажиров». Семьсот шесть камер для такого города, как Москва, — не слиш ком много.
Между тем, как бы цинично это ни звучало, непристегнутые ремни касаются здоровья и жизни людей в отдельно взятом автомобиле. А ведь есть целая армия нарушителей, которые представляют смертельную угрозу для всех участников движения, в том числе пешеходов. Приятный женский голос из навигатора не устает напоминать: «Будьте внимательны: впереди школа… нерегулируемый пешеходный переход… дорожные работы… опасный участок… камера на полосу… камера на разметку… камера на 60… камера контроля перекрестка» — но «шашечников», «обочечников», «подрезал», «торопыг», «учителей» и прочих любителей опасной езды меньше не становится. Вот за кем нужен глаз да глаз, вот кто должен уяснить: одно преднамеренное нарушение — и автоплатеж тебе в гаджет, причем в принудительном порядке.
Полностью статью можно прочитать в № 12 2023 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: