Дорожники ускоренными темпами возводят новые федеральные трассы, расширяют существующие дороги, приводят в порядок городские улицы. Вопрос сохранения набранных темпов в 2024 году стал главным на повестке XVII Международного форума и выставки «Транспорт России», состоявшихся в Гостином дворе с 14 по 16 ноября 2023 года. Это крупнейшее деловое мероприятие Министерство транспорта РФ традиционно проводит в преддверии Дня работника транспорта. 

Стартовала «Транспортная неделя» с запуска движения сразу на пяти новых объектах. Прямо из Гостиного двора председатель Правительства России Михаил Мишустин открыл седьмой этап новой трассы М‑12 «Восток». Отрезок автодороги протяженностью 153,8 км соединяет республики Татарстан и Чувашия и проходит от города Шумерля до пересечения с автодорогой Р‑241 Казань — Буинск — Ульяновск. Магистраль имеет по две полосы движения в каждую сторону, оснащена мачтами освещения и защитным барьером, препятствующим выходу диких животных, а также заправочными станциями, которые работают уже сейчас, несмотря на досрочную сдачу участка. Напомним, недавно Михаил Мишустин подписал постановление о том, что М‑12 пройдет до Тюмени, обеспечивая скоростное автосообщение между Московской, Владимирской, Нижегородской, Свердловской и Тюменской областями, республиками Татарстан, Башкортостан и Чувашия.

Так, в состав федеральной магистрали включили участок дороги М‑7 «Волга» Казань — Дюртюли, Дюртюли — Ачит (находится в процессе строительства), Ачит — Екатеринбург и Екатеринбург — Тюмень. В основном специалистам предстоит реконструировать дорожное полотно. Завершить проект М‑12 «Восток» планируется в 2024-м.

Также по видеосвязи чиновники открыли движение на четырех объектах Росавтодора: 11-километровом участке автодороги Р‑217 «Кавказ», 15 км федеральной дороги Р‑242 Пермь ‒ Екатеринбург в Свердловской области, 5-километровом отрезке Р‑21 «Кола» в Мурманской области и по мосту через реку Свиягу в Республике Татарстан. Они пополнили список крупных и важных объектов, введенных в эксплуатацию с начала этого года, среди которых обход Аксая, ДЗОК, участок трассы М‑12 «Восток» до Арзамаса, мосты через Свирь в Ленинградской области и через Енисей в Красноярске и многие другие.

Важно, что запуск каждого из них позволяет повысить качество жизни россиян, а также придает значительный импульс экономике регионов.

Отметим, что масштабное строительство идет и на новых территориях. Председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко доложил министру транспорта РФ Виталию Савельеву о ходе дорожных работ. Так, по итогам 2022 года в четырех регионах специалисты госкомпании завершили работы по капитальному ремонту 594 км федеральных трасс и 16 мостовых сооружений, уложили 6,5 млн кв. м дорожного покрытия. В 2023 году количество задействованных специалистов «Автодора» увеличилось до 3500, выросли и объемы выполненных работ до приведенных в порядок 766,5 км дорог и 22 восстановленных искусственных сооружений. В целом до конца года силами госкомпании планируется уложить 7,2 млн кв. м покрытия. На 2024-й в новых регионах предусмотрен капитальный ремонт 640 км дорог и восстановление 20 искусственных сооружений.

«С начала года в России построено и реконструировано более 650 км федеральных и региональных трасс. Это почти в три раза больше, чем годом ранее. Отремонтировано еще свыше 10 тыс. км. Необходимо сохранять высокие темпы строительства», — обозначил Михаил Мишустин.

В тот же день Государственная дума приняла во втором чтении проект бюджета на ближайшие три года. Данная статья расходов не потеряла ни рубля, отметил вице-премьер Марат Хуснуллин. Помимо этого, решено, что до 2030 года будут продлены все национальные проекты, доказавшие свою эффективность. Среди них «Безопасные качественные дороги» и «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры».


«Мы практически забыли, что такое отставание по срокам. И это результат нашей работы с губернаторами регионов», — отметил Марат Шакирзянович, добавив, что большинство субъектов выполнят досрочно показатели по приведению к нормативу региональных трасс и дорог в городских агломерациях.


Дискуссия зашла и о расходах на содержание федеральных магистралей. Помощник президента Игорь Левитин выразил озабоченность, что в 2023 году они снизились с 80 до 73%.

«Считаю, что вопрос необходимо рассмотреть отдельно, так как это связано с безопасностью дорожного движения», — отметил Игорь Левитин.

Позицию поддержали и представители регионов, указав, что дороги, доведенные до норматива в 2018 году, получили повышенный трафик и сегодня нуждаются в поддержании. Вице-премьер отметил, что стройкомплекс обратит внимание на этот вопрос, тем более что необходимо разобраться, почему стоимость содержания в различных регионах отличается до пяти раз.

ШАГ В КОНЦЕССИИ

При этом ближайшие пять лет чиновники намерены активно привлекать внебюджетное финансирование для развития дорожной инфраструктуры. И эта задача станет ключевой. Как отметил Марат Хуснуллин, концессии могут и должны быть выгодны, однако пока эффективность показывают лишь единицы. Чтобы не повторять негативный опыт, в ближайшее время Правительство РФ подготовит предложения и рекомендации по концессиям.

Часть регионов уже сейчас готовы заходить в концессии. Например, Санкт-Петербург и Ленинградская область презентовали новые пять этапов строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД), которую планируют возводить вместе с ВТБ в качестве концессионера. Отметим, что реализация проекта входит в перечень поручений Президента РФ Владимира Путина от 26.07.2021 о первоочередных мероприятиях по развитию Санкт-Петербургского транспортного узла. Ожидается, что ШМСД станет одним из ключевых элементов каркаса городских магистралей скоростного и непрерывного движения наравне с КАД и ЗСД. Новая магистраль разгрузит КАД и сеть прилегающих дорог, а также создаст удобную межрегиональную транспортную связь Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В целом в ее состав войдут 12 транспортных развязок, 12 путепроводов на пересечении с улицами, 8 путепроводов над железнодорожными путями и разводной мост через Неву длиной 777 м. Новая дорога соединит несколько районов Северной столицы с кварталами жилой застройки в Ленинградской области, в результате время в пути от Всеволожска до Стрельни сократится с 85 до 49 минут, а от центра города до аэропорта можно будет добраться в два раза быстрее — за 25 минут. Первый этап ШМСД уже строится, еще два планируется начать в 2024 году, а ввести объект полностью — в 2031-м.

Сейчас местные власти уточняют структуры финансирования и ищут оптимальный механизм. Так, Ленинградская область должна дать ответ на частную концессионную инициативу от Всеволожской концессионной компании (структура ВТБ) в декабре. 

Концессионера ищут в Башкирии, где при использовании внебюджетных источников финансирования намерены возвести дорогу с мостовым сооружением через реку Белая, которая соединит северную часть города Уфы с федеральной трассой М‑7 и обеспечит подход к нескольким нефтеперерабатывающим предприятиям в обход столичного центра. Общая протяженность объекта вместе с подходами составит 13,6 км. «Концессионер пока не выбран, но сейчас мы подаем заявку на федеральное финансирование. Ответ ожидаем до конца этого года», — отметила заместитель руководителя ГКУ «Транспортная дирекция Республики Башкортостан» Наталья Мигранова.


Еще один мост в Уфе планируют возвести с привлечением средств инфраструктурных бюджетных облигаций.


«Это южный обход Уфы с мостовым переходом в районе Кузнецовский затон — наш новый флагманский проект. Решили сделать красивый мост и выбрали вантовую конструкцию, так как переправа расположена в знаковом месте и будет очень красиво смотреться на фоне нашего города, а на пилоне будет написано название республиканской столицы на башкирском языке, — показывает на макет заместитель начальника Управления по строительству и ремонту дорог администрации города Уфы Альфия Мулкаманова. — Уникальный для нашего города и первый вантовый мост длиной 630 м, протяженность подходов почти 6 км. Объект разделен на два этапа: первый стоимостью 36 млрд руб. и второй (автомобильная дорога протяженностью 5 км вдоль жилой застройки) — еще 10 млрд руб. Сейчас подали предварительную заявку на инфраструктурные бюджетные облигации, если успешно пройдем отбор, то планируем начать реализацию во второй половине 2024 года и завершить в 2028-м».

Новая дорога перераспределит транспортные потоки с основного южного выезда и обеспечит связь территории новой застройки с центром (здесь планируется строительство 4,6 млн кв. м жилья).

ПО ПУТИ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Помимо перспективных проектов участники выставки смогли ознакомиться и с достижениями транспортного комплекса страны. Среди уникальных разработок — цифровой двойник федеральной трассы М‑11 Москва — Санкт-Петербург, благодаря которому по магистрали движутся беспилотные грузовики. Из кабины каждой машины бортовой компьютер передает сигнал в систему, и та в свою очередь показывает оператору все, что происходит на маршруте: от наличия пешеходов и дорожно-транспортных происшествий до оледенения некоторых участков. Все это помогает увеличить скорость безопасного движения на дороге. Разработчики отметили, что на данный момент происходят обсуждения о масштабировании проекта на ЦКАД, М‑12 и М‑4.


Вообще, дорожный сектор много внимания уделяет цифровизации. Например, в прошлом году на «Транспортной неделе» разработчики презентовали электронную транспортную накладную, а в этом году — электронный путевой лист. В настоящий момент он уже внедрен на Московском транспорте.


Цифровизация пришла и на пункты пропуска на границе. Изменившаяся логистика активизировала работу международных транспортных коридоров, что потребовало пересмотреть подходы к оснащению таких объектов. Работы идут с применением новых технологий. Это и электронная очередь, которой с начала года воспользовались уже 30 тыс. водителей большегрузов, и установка различных детекторов внутри инфраструктуры пунктов пропуска, чтобы досмотр машин осуществлялся в минимальные сроки.

В экспозиции представили и пилотный проект расчета Всероссийского индекса безопасности на дорогах. Инструмент позволяет комплексно рассмотреть ситуацию в регионах и определять пути для снижения аварийности. Сам показатель основан на новой комплексной методике, которая оценивает несколько параметров: тяжесть последствий ДТП и уровень социального и транспортного риска. Причем рассчитывается на основе только официальных данных Росстата, НЦ БДД МВД России и Госавтоинспекции. Результаты комплексного анализа данных по всем регионам опубликуют в марте 2024 года, и с их помощью будут определять закономерности, от которых зависит безопасность дорожного движения (инвестиции в дорожную инфраструктуру, количество и концентрация дорожных камер, а также штат медицинского персонала).


Не обошли стороной и процесс внедрения информационного моделирования BIM в процесс проектирования и, главное, строительство объектов. Программные продукты для этого начинают появляться силами отечественных программистов.


За три дня работы состоялось свыше 20 деловых мероприятий, участие в которых приняли более 300 экспертов.

 

Светлана Лянгасова.

Фото автора и Валерия Васильева.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.