В Башкорстане пути и дороги под особым вниманием
Порядка 40 единиц общественного транспорта и дорожно-строительной техники были представлены на смотровой площадке «ВДНХ-Экспо» в столице Республики Башкортостан городе Уфе в рамках VI специализированного форума и выставки «Транспорт Урала».
В мероприятии приняли участие представители восьми регионов России, 50 компаний, шесть дилеров отечественных и иностранных фирм, пять компаний — производителей спецтехники. В рамках деловой программы форума проведено 11 секций, на площадках которых выступили 90 специалистов и экспертов.
Перед пленарным заседанием глава Республики Башкортостан Радий Хабиров на смотровой площадке форума ознакомился с экспозицией, включающей в себя, в частности, образцы спецтехники, асфальтобетонных смесей ведущего дорожного предприятия республики — АО «Башкиравтодор» и филиала компании — завода «Ремстройдормаш». Это распределитель дорожных материалов, щебнераспределитель боковой, туристическая юрта, гудронатор быстросъемный, модернизированный пескоразбрасыватель, цементораспределитель, образцы холодного асфальта, предоставляющего новые возможности владельцам частных территорий и коммунальным службам, а также туристические знаки — указатели достопримечательностей, которые появились в 2021 году на дорогах республики. Еще одним важным показателем деятельности АО «Башкиравтодор» являются отремонтированные в этом году 800 км дорог республики.
Сегодня Башкортостан имеет одну из самых крупных дорожных сетей России и самую крупную дорожную сеть в Приволжском федеральном округе. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году запланированы и ведутся работы на дорогах общей протяженностью более 300 километров.
Выступая на пленарном заседании форума «Стратегическое развитие транспортной отрасли: задачи и приоритеты», Радий Хабиров отметил, что приведение дорог региона к соответствующим нормативам — одно из важнейших направлений деятельности руководства республики. В частности, Башкортостан рассчитывает на включение его в проект по строительству юго-восточной хорды Екатеринбург — Краснодар.
Переговоры по этому поводу ведутся с Минтрансом России, поскольку значительная часть дороги проходит через республику. Строительство трассы протяженностью 1,6 тыс. км, которая также пройдет через Саратов, Самару и Волгоград, планируется начать в 2023 году. Участие в проекте положительно отразится на развитии придорожного сервиса республики.
— На этот счет мы подготовили ряд программ вплоть до того, что тем компаниям, которые желают организовать придорожный сервис, земельные участки выделяются без торгов, — отметил Радий Хабиров.
В свою очередь, член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель от законодательного органа государственной власти Республики Башкортостан Ирек Ялалов дал оценку ситуации, связанной с состоянием дорог, тоннелей и путепроводов республики. Начал он, однако, с ситуации, в которой в этом направлении находится вся Россия в целом.
Рассказ Ирека Ялалова оказался насыщенным, богатым на статистику и факты. Все это так или иначе касалось реализации проекта «Мосты и путепроводы», который является составной частью национальной программы «Безопасные качественные дороги».
— По дорожному строительству Российская Федерация на сегодняшний день входит в топ-10 государств в мире, — подчеркнул Ирек Ялалов. — Более того, наши нормативы, касающиеся федеральных трасс, удивляют многих зарубежных партнеров. Ни в коем случае не хочу их обидеть, но, путешествуяпо странам Западной Европы, я замечал: если съехать с автобана, можно наткнуться на тот же полуразрушенный деревянный мост. Мы же, вводя жесткие нормативы на местную дорожную сеть, стремимся максимально исключить подобные объекты.
Как сказал сенатор, конечно, есть еще много нюансов, отрицательно влияющих на нормальное развитие дорожной деятельности. Взять, к примеру, внеплановое подорожание стройматериалов. Здесь имеют место как субъективные, так и объективные факторы. Скажем, сегодня КНР готова «поглотить» весь металл, который производится в мире. И понятно, что здесь нужно применять защитные меры.
Как отметил Ирек Ялалов, он является приверженцем строительства мостов из металлических конструкций, но, к сожалению, в этом направлении мало что делается. Проведенный анализ состояния железобетонных мостов, построенных в городах-миллионниках дорожной деятельности. Взять, к примеру, внеплановое подорожание стройматериалов. Здесь имеют место как субъективные, так и объективные факторы. России 30–50 лет назад, а таких городов 13, не считая Москвы и Санкт-Петербурга, показал, что все мостовые переходы находятся в аварийном состоянии. Причина в том, что муниципалитеты никогда должным образом не обслуживали мостовые сооружения. Даже запрет чистить мосты реагентами был с 2000 года снят, и теперь мостовые переходы обрабатываются химией вместо нормальной чистки. Соответственно, мосты катастрофически быстро начали приходить в аварийное состояние. Только в Уфе такое творится с тремя мостами — это старый Затонский, Шакшинский и арочный мост через реку Белая 1956 года постройки, который принято называть Бельским мостом.
Чтобы дать толчок работам по выходу из этой, можно сказать, катастрофической ситуации, ряду крупнейших отечественных металлургических комбинатов даны указания провести реновации производств, чтобы нормативная база соответствовала стандартам Крымского моста.
Изменения нормативов необходимы также для того, чтобы мосты, находящиеся, скажем, в деревнях, небольших населенных пунктах, строились по упрощенной технологии из компактных блочных сооружений, производство которых, кстати, несложно освоить на местах.
Валерий Бадумян
Фото автора
Полностью статью «Стройки с видом на будущее» можно прочитать в №11 2021 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: