Будущее цементобетобетонных дорог России решается в МАДИ
30 сентября в Московском автомобильно-дорожном государственном техническом университете (МАДИ) состоялась I Международная научно-практическая конференция «Строительство качественных и безопасных дорог с применением цементобетона и минеральных вяжущих».
Организаторами выступили МАДИ, Ассоциация по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий, некоммерческая организация «Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» и СРО дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ».
Ключевой темой выступлений ее участников стал анализ того, какие преимущества может дать российским дорожникам и отечественной транспортной отрасли в целом широкое применение данного типа дорожных покрытий. В докладах отмечалось, что их ключевое достоинство – более высокая прочность конструкции по сравнению с дорогами на основе битумных вяжущих. А это позволяет обеспечить рост дорожного грузового трафика, пропуск большегрузного транспорта без сезонных ограничений, длительный межремонтный срок, ощутимо меньший износ дорог даже при существенном увеличении массы транспортных средств и интенсивности их движения. Они менее подвержены разрушениям из-за действия динамических нагрузок и температурных перепадов, а с точки зрения экологии оказывают наименьшее влияние на окружающую среду.
Но пока до сих пор широкому внедрению цементобетона в дорожном строительстве мешает наличие определенных факторов. Причем объективность и достоверность ряда из них, по мнению участников конференции, далеко не очевидна. Пока к таким факторам отдельными представителями дорожного сообщества принято относить высокую стоимость строительства цементобетонных дорог, сложность ремонта, высокие требования к дорожным строителям и их оборудованию или, например, устаревшую нормативно-техническую базу. Все это, настаивают скептики, и создало в нашей стране неоднозначную репутацию цементобетонным покрытиям.
Однако, по мнению тех участников конференции, кто считает желательным широкое распространение дорог с цементобетонным покрытием, эти трудности, даже если они и есть, при наличии желания с ними бороться и профессионального дорожного мастерства, будут обязательно преодолены.
Одним из ключевых выступлений на конференции стал доклад руководителя Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Романа Новикова, отметившего, что тема цементобетонных дорог требует серьезной проработки. Для этого на основе фактических материалов необходимо провести подробный анализ конъюнктуры относительно цементобетонных дорог, а также отечественного и зарубежного опыта в их устройстве и эксплуатации. Также глава Росавтодора призвал оптимизировать систему мер, которые бы обеспечили высокую технологичность работ. Другим направлением деятельности ведомства является обновление государственных стандартов.
– Работа Росавтодора по выбору технических решений и комплектации технической базы под них имеет открытый и многосторонний характер. Мы продолжаем работу по формированию нормативно-технической базы. К примеру, ввели межгосударственный стандарт, устанавливающий технические требования к дорожным цементам. В 2019 году утвердили ряд предварительных национальных стандартов, устанавливающих технические требования и методы испытания к стабилизированным и укрепленным неорганическим вяжущим грунтам, к обработанным неорганическими вяжущими щебеночно-гравийно-песчаным смесям. В июле 2021 года утвердили и ввели в действие комплекс национальных стандартов на бетонные смеси для устройства слоев основания и покрытия дорог. В настоящее время специалисты Росавтодора прорабатывают перечень перспективных научных исследований, которыми вплотную займутся в течение ближайших нескольких лет. Также данный перечень прорабатывается в части актуализации стандартов, – подчеркнул Роман Новиков.
Ключевым событием конференции стало подписание главой Росавтодора Романом Новиковым и президентом Ассоциации по развитию дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий Виктором Ушаковым меморандума о взаимодействии в целях расширения применения цементобетона при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте автомобильных дорог общего пользования федерального значения.
Также Виктор Ушаков от лица Ассоциации подписал соглашение о сотрудничестве с генеральным директором организации «СОЮЗДОРСТРОЙ» Леонидом Хвоинским. В рамках данного соглашения планируется проведение совместной работы по консолидации усилий, координации действий, направленных на развитие технологий дорожного цементобетона и цементобетонных покрытий автодорог, технологии строительства и ремонта дорожных одежд и оснований с применением минеральных гидравлических вяжущих на территории России.
Генеральный директор Ассоциа ции «РАДОР» Игорь Старыгин в своем выступлении остановился на задачах, которые стоят перед дорожным хозяйством субъектов РФ в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Он отметил, что в текущем году в регионах выполняются беспрецедентные объемы работ – более чем на 5,5 тыс. объектов с общей площадью дорожного покрытия свыше 139 млн кв. метров. Финансовая поддержка федерального уровня превысила отметку 300 млрд руб. за счет направления средств резервного фонда. Возможности субъектов также используются по максимуму: объем региональных дорожных фондов составил свыше 1 трлн руб., 10% от общего объема бюджетов субъектов РФ.
Впереди, отметил он, у дорожной отрасли масштабные задачи: в частности, должны быть приведены в нормативное состояние более 78 тыс. км региональных дорог в составе формируемой опорной сети.
– В этой работе, – подчеркнул Старыгин, – мы должны использовать технические и технологические решения, которые позволят максимально укрепить наши дороги, увеличить срок их межремонтной эксплуатации, повысить качество и безопасность движения. С этой целью следует рассматривать в том числе более широкое применение цементобетона.
Заместитель генерального директора ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Каменских в ходе конференции напомнил ее участникам, что Стратегией развития промышленности строительных материалов на период до 2030 года предусмотрено увеличение доли строительства автомобильных дорог с цементобетонным покрытием в общем объеме строительства автомобильных дорог с твердым покрытием. По его словам, ФАУ «РОСДОРНИИ» разработаны стандарты на цементобетонные смеси для устройства слоев оснований и покрытий дорог общего пользования, документы вступили в силу 1 августа текущего года.
Леонид Григорьев
Фото Григория Резанова
Полностью статью «Бетонные долгожители» можно прочитать в №11 2021 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: