Результат государственной дорожной политики - снижение числа аварий и проишествий на автотрассах
Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» позволила дорожникам и всем службам, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения (БДД), достичь беспрецедентного в дорожной истории нашей страны результата — ежегодного устойчивого снижения числа инцидентов на дорогах, особенно с тяжкими последствиями.
О том, что составляет основное содержание государственной политики по повышению уровня БДД и какие новые решения готовятся в этой сфере, рассказал руководитель направления Департамента экономики и развития транспорта Аналитического центра Сергей Караваев.
— Дайте свою оценку текущей ситуации с обеспечением безопасности дорожного движения.
— Уровень БДД ежегодно повышается. Об этом свидетельствует статистика ГИБДД о снижении числа ДТП и сокращении количества погибших в них. И если в 2020 году в значительной мере этому помогло резкое сокращение интенсивности движения автотранспорта на дорогах, а также и числа пешеходных корреспонденций ввиду введенных ограничений в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, то по итогам января — августа 2021 года мы наблюдаем очередное падение показателей аварийности. Число погибших в ДТП было ниже прошлогоднего значения на 8,2%.
Конечно, еще нужно полностью сопоставить ретроспективные данные с новыми правилами учета ДТП согласно постановлению Правительства РФ от 19 сентября 2020 года № 1502, имеющие отличия от ранее действовавших. Но, к сожалению, утверждать, что ситуация БДД в России не плохая, не приходится. Уровень смертности на дорогах остается и снижается не так быстро. Если Стратегией БДД в Российской Федерации на 2018–2024 годы в качестве целевого ориентира на 2024 год устанавливается показатель социального риска, составляющий не более 4 погибших на 100 тыс. населения, то в текущей редакции национального проекта «Безопасные качественные дороги» данное значение ожидается достичь только к 2030 году.
— Назовите наиболее значимые негативные факторы влияния на ситуацию с обеспечением БДД.
— Это те факторы, на борьбу или устранение которых направлены меры, реализуемые ГИБДД и собственниками дорог. Среди них необходимо отметить отсутствие разделителей между встречными потоками на многих участках дорог, несовершенное обустройство пешеходных переходов и иные недостатки состояния и обустройства улиц и дорог, вождение в состоянии алкогольного опьянения, превышение водителями установленной скорости движения. Также следует добавить факторы поведенческие, такие как несоблюдение водителями очередности проезда перекрестка. К сожалению, важным негативным фактором остается и несоблюдение ПДД пешеходами, а также техническая неисправность транспортных средств.
— Как можно оценить сегодняшнюю ситуацию с нормативным обеспечением работы по повышению уровня безопасности на дорогах?
— Она довольно динамичная. Изменения или стагнация показателей аварийности, распространение новых средств передвижения, появление новых цифровых инструментов диктуют необходимость совершенствования нормативного регулирования. Здесь стоит упомянуть попытку внести очередные изменения в действующие ПДД (которые ежегодно меняются не менее двух раз) или же принять новые.
Из плюсов прошедшего периода можно отметить обязанность иностранных перевозчиков оплачивать административные штрафы за нарушения правил дорожного движения при выезде с территории России.
Из нерешенных вопросов отмечу штраф за среднюю скорость движения автомобилей. Необходимо всех участников дорожного движения поставить в равные условия и либо разрешить использование таких данных с камер для вынесения штрафа, либо однозначно указать о запрете такого способа воздействия.
В целом действующие нормативные инструменты для повышения БДД имеются, и они могут и будут изменяться в целях ответа на складывающиеся вызовы и требования. Например, ожидается снятие барьеров для налаживания бесперебойного обмена информацией между Минздравом России и МВД России о наличии у водителей противопоказаний к управлению транспортными средствами. Это тоже внесет вклад в повышение БДД. Задачу по переходу к инновационной модели развития дорожной отрасли, в том числе в целях повышения качества транспортных услуг в части комфортности и безопасности перевозок, должна решить разрабатываемая в рамках нацпроекта БКД Концепция создания и функционирования национальной сети интеллектуальных транспортных систем.
— Насколько действующая нормативно-правовая база способствует разработке эффективных технических средств по обеспечению БДД и введению их в эксплуатацию на дорожной сети?
— Стоит отметить, что в 2019 году утверждены методические рекомендации по повышению БДД в целях ликвидации мест концентрации ДТП, предназначенные для применения владельцами дорог. В них же структурированы и типовые решения.
Считаю необходимым утвердить новые методические рекомендации по повышению безопасности дорожного движения, учитывающие внедрение новых цифровых технологий при обустройстве автодорог.
В настоящее время активно разрабатываются проекты интеллектуальных транспортных систем, которые будут внедрены во всех крупных агломерациях страны. Автоматизация процессов управления дорожным движением прямо повлияет на обеспечение более высокого уровня безопасности дорожного движения.
В ряде сфер внедрение новых технических средств по обеспечению БДД не отстает от общей цифровизации сфер жизнедеятельности. Не секрет, что с применением автоматических средств фиксации выносится все большее количество постановлений о штрафах за нарушение ПДД. При этом не только растет число «камер» на дорогах, что учтено в нацпроекте БКД, но и расширяется их функционал. Помимо таких функций, как оснащение шумомерами или осуществление контроля за выбросом мусора, напрямую не имеющих отношения к БДД, камеры смогут проверять использование мобильного за рулем, неработающие фары, проезд по велодорожкам.
Беседовал Леонид Григорьев
Полностью статью «Сергей Караваев: с каждым годом дороги становятся всё безопаснее» можно прочитать в №11 2021 г., оформив подписку на журнал «Автомобильные дороги» по e-mail: