В этом году по нацпроекту приведут к нормативу более 5,4 тысячи участков дорог.
В 2022-м национальный проект «Безопасные качественные дороги» позволил построить и реконструировать почти 230 км федеральных трасс, а в ходе капитального ремонта расширить до четырех полос движения более 320 км. Особое внимание подрядчики уделяли приведению в нормативное состояние мостов и путепроводов на региональной и местной дорожной сети – всего были обновлены более 400 искусственных сооружений протяженностью более 30 тыс. пог. м. Не оставались забытыми и отрезки, веду-щие к социально значимым объектам. Так, к нормативу приведены 422 туристических маршрута (более 2,1 тыс. км), обновлены 3,2 тыс. км дорог к образовательным и детским досуговым учреждениям и еще 3,6 тыс. км – к мед-учреждениям. Власти призывают до-рожников не снижать темпов и в этом году. Ожидается, что до конца 2023-го специалисты приведут к нормативу более 5,4 тыс. участков общей протяженностью порядка 15 тыс. км, треть из которых – маршруты к объектам социальной инфраструктуры.
«Мы стремимся не снижать высоких показателей, достигнутых в прошлом году, – заявил заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. – Важно поддерживать условия для бесперебойной работы, обеспечивать отрасль необходимыми строительными ресурсами. Сегодня одной из стратегических задач является достижение технологического суверенитета в отраслях экономики, и отмечу, что наши дорожники работают с отечественными стройматериалами и не испыты-вают их нехватки. Мы также делаем упор на развитие дорожной техники, выстраиваем новые логистические и производственные цепочки».
В целом на выполнение работ на региональной и местной дорожной сети по нацпроекту предусмотрено свыше 431 млрд рублей, из которых порядка 197 млрд – средства из федерального бюджета. Впрочем, финансирование может и увеличиться, если регионы будут проводить дорожные работы сверх плана. как сказал Владимир Путин, власти готовы к ускоренному финансированию нацпроекта «Безопасные качественные дороги». «Мы приняли решение, что деньги, предназначенные на дорожное строительство, будут «передвинуты», как мы говорим, «справа налево», то есть с 2024 года на 2023 год, если регион готов к тому, чтобы сделать следующие шаги по развитию своей транспортной инфраструктуры», – заявил глава государства.
По мнению чиновников, цель выполнима, так как БкД уже сегодня реализуется с опережением сроков. Например, в прошлом году планировалось довести до нормативного состояния 48% всех региональных дорог, тогда как фактически были доведены до норматива 50%. По городским магистралям план составлял 77%, а фактически были доведены до норматива 79% дорог. Задача на этот год – довести до нормати -ва 51% региональных трасс и 69% городских.
Первые ласточки
Регионы стараются запустить дорожные работы как можно раньше. Так, уже вышли на объекты подряд-чики краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Волгоградской, Воронежской, Ростовской, курской и Саратовской областей, республик Ингушетия, Дагестан, Адыгея, крым и других регионов.
В Республике Ингушетия дорожники досрочно сдали в эксплуатацию участки общей протяженностью 3 км на улице центральной, которая яв-ляется подъездом к местной поликлинике, и Восточной, где обновили покрытие на участке длиной почти 1 км. Последняя расположена в густонаселенном частном секторе, но долгие годы обходилась без ремонта. После обсуждений с общественниками было принято решение включить участок в перечень объектов нацпроекта на этот год.
«Работы в Ингушетии начались досрочно. Модернизация дорожной сети остается одним из главных приоритетов в нашей работе. Ресурсо и материально-технически подрядчики обеспечены, благоприятствует погода. Поэтому препятствий и отговорок быть не может!» – отметил министр автомобильных дорог Республики Ингушетия Батыр Хаматханов. Всего в этом году в республике к нормативу приведут свыше 22 км дорожной сети.
В Республике Дагестан подрядные организации работают в четырех муниципальных районах. Одним из ключевых объектов нацпроекта в этом году стала трасса Магарамкент – Ахты – Рутул, где приводят к нормативу участок с 40-го по 54-й км. Магистраль обеспечивает транспорт-ные и социально-культурные связи Докузпаринского, Ахтынского и Рутульского районов, а также имеет большое значение для развития их экономики.
В Буйнакском районе продолжается капитальный ремонт 7-километрового участка трассы Махачкала – Буйнакск – Леваши – Верхний Гуниб, а в карабудахкентском районе специалисты приводят к порядок 16 км дороги Урма – Губден. Это один из основных маршрутов транспортно-логистического комплекса региона.
«В этом году работы пройдут и в Махачкалинской агломерации. Здесь в рамках нацпроекта отремонтируют 20 объектов. В настоящее время дорожники привели в нормативное состояние три улицы, еще две – на стадии завершения», – рассказал заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан Магомед Тагиров.
В кабардино-Балкарской Республике активные дорожные работы идут на 20 объектах нацпроекта. Так, на трассе Старый черек – Жемтала – Сукан-Суу специалисты восстанавливают участок протяженностью почти 5,5 км, а на дороге Владикавказ – Ардон – Чикола – Лескен – Ерок-ко – Лескен приводят к нормативу 11-километровый отрезок. Особое внимание уделяется излюбленной туристами трассе Чегем 2 – Булунгу. Участок протяженностью 2 км находится в чегемском ущелье, поэтому трудиться специалистам приходится в непростых условиях.
«Реконструкция дороги была необходима для обеспечения более комфортной транспортной доступности, а также развития туристического потенциала не только Чегемского ущелья, но и республики в целом. Мы видим, что количество туристов, посещающих Чегемские водопады и другие достопримечательности, с каждым годом увеличивается», – отметил главный инженер регионального дорожного управления Индар Тугов.
В Саратовской области идет ремонт сразу двух объектов: участка автодороги Бакуры – комаровка протяженностью более 6 км и трассы Калининск – Широкий Уступ – Екатериновка протяженностью 24,2 км. Всего в этом году в регионе благодаря нацпроекту планируют привести в порядок более 300 км дорожной сети и 13 искусственных сооружений.
Долгожданная дорога Нарьян-Мар – Усинск
Есть уже и первый масштабный проект, введенный в эксплуатацию. В рамках БКД долгожданную дорогу Нарьян-Мар – Усинск удалось сдать на восемь месяцев раньше намеченного срока. Торжественный старт движению по трассе дал вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Напомним, до этого Ненецкий автономный округ не имел круглогодичного автомобильного сообщения с другими регионами, а машины передвигались по зимней сезонной дороге (зимнику) Нарьян-Мар – Усинск. Полноценная трасса протяженностью 217 км была запроектирована, и дорожники приступили к ее возведению еще в далеком 1985-м. В 2019 году проект попал в ведение БкД, а завершение работ в первом квартале 2023 года ознаменовалось вводом в эксплуатацию последних 15,2 км, возведением моста через реку Лая-вож и ремонтом 200-метрового пе-рехода через реку Шапкину. В процессе строительно-монтажных работ специалисты выполнили мероприятия по устройству дорожной одежды из щебеночных и гравийных материалов. Сейчас новая магистраль является первой и единственной трассой, связывающей субъект с Республикой Коми и другими регионами России. «Одна из главных задач национального проекта «Безопасные качественные дороги» – повышение качества жизни населения. Особенно это важно на отдаленных территориях, в районах крайнего Севера, где транспортная доступность жизненно необходима. Строительство трассы Нарьян-Мар – Усинск стало возможным благодаря федеральной поддержке, и эта поддержка будет продолжена: в 2023 году на региональные и местные объекты нацпроекта в Ненецком автономном округе из федерального бюджета предусмотрено свыше 2 млрд рублей», – сообщил заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко.
Марат Хуснуллин также напомнил, что правительство ежегодно выделяет дополнительные средства регионам на ускорение темпов строительства и обеспечение досрочного ввода региональных дорожных объектов.
«Данный участок трассы – это первый завершенный региональный дорожный объект этого года. При этом он введен с опережением графика на восемь месяцев, несмотря на суровые климатические условия. Это является подтверждением готовности строителей обеспечивать ввод дорожных объектов опережающим темпом по всей стране и доказывает, что это возможно при наличии ответственных строительных организаций, качественно выполняющих свою работу. По результатам 2022 года дорожная отрасль на два года раньше достигла показателя 50% региональных дорог в нормативном состоянии, установленного Президентом России. Правительство и в этом году планирует продолжить стимулиро-вать опережающее строительство», – сказал он.
Тем временем статистика ГИБДД подтверждает, что нацпроект добивается главной цели – обеспечивает безопасность участников дорожного движения. Так, по итогам 2022 года количество автоаварий с пострадавшими или погибшими людьми снизилось на 5% по сравнению с предыдущим периодом. При этом, в сравнении с первыми итогами реализации нацпроекта в 2019-м, количество ДТП с пострадавшими снизилось на 23%, а число аварий с погибшими сократилось почти на 17%.
Светлана Лянгасова
Фото: rosavtodor.gov.ru, bkdrf.ru