Полигон для испытаний ИТС
Открытие полигона для испытаний ИТС в Татарстане ускорит выход умного транспорта на дороги
Появление беспилотных автомобилей на российских дорогах становится реальностью благодаря развитию интеллектуальных технологий. Высокоавтоматизированный транспорт обладает очевидными преимуществами – экономия, сокращение времени на перевозки и исключение ошибок из-за человеческого фактора.
Но еще рано говорить о полной безопасности при введении беспилотников в гражданский оборот. Прояснить нерешенные технические вопросы и «обучить» технику правильной тактике в сложных дорожных сценариях поможет первая в России Пилотная зона ИТС, которая появится на территории особой экономической зоны «Алабуга» в Республике Татарстан. Инициатива по строительству Пилотной зоны поступила в Минтранс России от главы республики Рустама Минниханова. По поручению первого заместителя министра транспорта Российской Федерации Андрея Костюка РОСДОРНИИ приступил к разработке проекта полигона. Подробности этой работы раскрыл заместитель директора департамента развития интеллектуальных транспортных систем ФАУ «РОСДОРНИИ» Игорь Евстигнеев.
– Игорь Анатольевич, расскажите, что представляет собой проект будущей Пилотной зоны. Для чего предназначен полигон?
– РОСДОРНИИ проводит масштабную работу над проектом Пилотной зоны ИТС для повышения безопасности использования беспилотного транспорта уже в недалеком будущем. Это необходимо для дальнейшего развития российского дорожного хозяйства в условиях цифровизации отрасли. Испытательный полигон будет представлять систему автомобильных дорог с инфраструктурой, предназначенной для имитации различных видов дорожной обстановки. Прежде всего планируем использовать Пилотную зону для проведения экспериментов и апробации технологий интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающих безопасное движение высокоавтоматизированных транспортных средств (ВАТС) в условиях реального транспортного потока на дорогах общего пользования.
Полигон позволит нам тестировать на безопасность и надежность все типы и модели ВАТС, отрабатывать их взаимодействие с дорожно-транспортной инфраструктурой ИТС, системами высокоточного позиционирования и цифровой динамической картой дорожного движения. Отмечу, что накануне РОСДОРНИИ заключил соглашение с министерством транспорта и дорожного хозяйства региона о взаимодействии ведомств в создании испытательного полигона.
– В чем особенность территории, выбранной для строительства полигона? Почему эксперименты будут проводиться именно в Татарстане?
– Республика Татарстан является одним из наиболее развитых российских регионов в области дорожного хозяйства и активно включается в реализацию инновационных проектов. Именно в этом регионе располагается ОЭЗ «Алабуга» с инженерной инфраструктурой мирового класса, которая открывает большие возможности для освоения умных технологий, в том числе и беспилотников. Для создания Пилотной зоны выбраны несколько участков на территории «Алабуги», а также прилегающие участки региональной автомобильной дороги общего пользования 16К-0809. Общая длина маршрута движения ВАТС по полигону составит 9,2 километра.
По результатам анализа предварительного перечня экспериментов и полевых обследований участков дорог Пилотной зоны РОСДОРНИИ сформировал перечень инструментальных подсистем ИТС, которые войдут в дорожно-транспортную инфраструктуру полигона. Это подсистемы высокоточного позиционирования, видеонаблюдения, мониторинга параметров транспортного потока, метеомониторинга, высокоточного детектирования мобильных объектов, передачи данных и подсистема обеспечения взаимодействия между ВАТС и объектами дорожно-транспортной инфраструктуры. Для координатной привязки облака точек при создании динамической цифровой карты дорожного движения в Пилотной зоне будет использоваться единая система координат WGS-84 или ГСК -2011.
– Вероятно, специалисты РОСДОРНИИ уже выработали предварительную тактику испытаний в Пилотной зоне. Какие задачи планируется решить прежде всего?
– На полигоне ИТС планируется выполнять испытания по измерению параметров функционирования сценариев и физических величин оборудования, тесты на информационную безопасность с имитацией различных видов угроз, проверку совместимости оборудования различных производителей и экспериментальные исследования нормируемых параметров при разработке нормативных документов. По результатам экспериментов будет создана научно-методическая и нормативно-техническая база для реализации положений комплекса мероприятий по тестированию и поэтапному вводу в эксплуатацию на дорогах общего пользования ВАТС без присутствия инженера-испытателя в салоне транспортного средства, предусматривающих опытную коммерческую эксплуатацию в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденных первым заместителем председателя Правительства Российской Федерации Андреем Белоусовым.
В итоге мы сможем определить наилучшие технологии, обеспечивающие движение ВАТС, а также оперативно апробировать инновационные разработки в области ИТС. Наша ключевая цель – обеспечение конструктивной надежности высокоавтоматизированных транспортных средств и минимизация рисков потери управления за счет повышения точности получения данных об их местоположении и обеспечения бесперебойной передачи данных между беспилотным автомобилем и динамической цифровой картой дорожного движения.
– На какой стадии сейчас находится реализация проекта? К каким результатам уже удалось прийти? Что еще планируется сделать?
– Разработка документации на создание дорожно-транспортной инфраструктуры Пилотной зоны успешно завершена, теперь нам с вами предстоит пройти этап конкурсных процедур на выполнение работ по строительству испытательного полигона, чтобы в ближайшее время выбранные подрядчики приступили к реализации этого амбициозного проекта. На текущий момент для организации экспериментов требуется оснащение Пилотной зоны программно-аппаратными комплексами и лабораторной базой для проведения испытаний. Также важно не затягивать с переходом к этапу привлечения производителей и владельцев ВАТС для отработки взаимодействия умных технологий с дорожно-транспортной инфраструктурой.
– Можете рассказать, когда стартуют первые испытания на полигоне?
– Предварительно мы запланировали запуск первых испытаний на осень 2023 года. В целом за нынешний год надеемся успеть выполнить как минимум три комплексных испытания интеллектуальных технологий. Принципиально важно, чтобы экспериментальные данные как можно скорее принесли практическую пользу для разработчиков ИТС и ВАТС.
– Какой беспилотный транспорт будет задействован в испытаниях?
– Как я уже говорил, Пилотная зона предназначена для испытания всех типов ИТС и ВАТС. Фактически сегодня формируется новый баланс автоиндустрии России, появляются новые бизнес-модели. Возможности полигона позволят в дальнейшем тестировать новинки рынка интеллектуальных технологий. Но прежде всего, мы будем работать с отечественными производителями высокоавтоматизированного транспорта. В частности, особенно перспективным считаем взаимодействие с ПАО «КАМАЗ» и использование разработок предприятия.
– В каком случае полигонный опыт испытаний ИТС планируется тиражировать на другие регионы?
– Применение ВАТС, движущихся в беспилотном режиме, на автомобильных дорогах общего пользования является закономерным этапом развития современных интеллектуальных транспортных систем. В октябре 2022 года на трассе М-11 «Нева» был установлен экспериментальный правовой режим по осуществлению автономных грузоперевозок. В декабре 2022-го вышло постановление Правительства Российской Федерации «Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации». На данный момент мы занимаемся синхронизацией этих проектов и разработок РОСДОРНИИ в области ИТС для их масштабирования в разных субъектах Российской Федерации.
– Где наиболее востребован беспилотный транспорт и оснащение автомобильных дорог системами ИТС?
– Назначение умной дороги – помощь водителям в поддержании безопасной скорости и дистанции, осуществлении перестроения, избегании обгона и опасных маневров в критических ситуациях. Главная задача – выявление потенциальных рисков в режиме реального времени для всех транспортных средств, не только для беспилотников. Повсеместное внедрение цифровых технологий, в данном случае ИТС, безусловно, окажет положительное влияние на безопасность и организацию дорожного движения, а также положительно скажется на сокращении времени на рейс и экономию топлива. Предлагаемые нами решения должны обеспечить повышение производительности и эффективности перевозок и в целом доступность транспортных услуг. Где это выгодно и технически осуществимо – там, соответственно, и будет востребовано.
– В чем самая главная проблема внедрения ИТС в России и как ее можно решить?
– Высокоавтоматизированные транспортные средства, функционирующие в беспилотном режиме, должны поэтапно включаться в уже сложившуюся транспортную систему, не подвергая опасности других участников дорожного движения и обеспечивая полное соблюдение установленных правил дорожного движения. Но чтобы это произошло, необходимо прежде всего создать отечественную электронно-компонентную базу и лидары отечественного производства. Предстоит разработать собственные приемопередающие и обрабатывающие системы, новые алгоритмы и средства шифрования и обеспечения информационной безопасности, открыть новые центры обработки данных.
Светлана Лянгасова
Фото пресс-службы ФАУ «РОСДОРНИИ»