Итоговая конференция Ассоциации «РАДОР»
Седьмого декабря 2022 года в Москве состоялась ежегодная конференция Ассоциации «РАДОР» по вопросам развития сети автомобильных дорог регионального значения – заседание Комиссии Ассоциации «РАДОР» по развитию, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В этом году она прошла в рамках мероприятий V Съезда дорожников СНГ, посвященного 30-летию Межправительственного союза дорожников.
В конференции приняли участие директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов, заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко, начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов, генеральный директор ФАУ «РОСДОРНИИ» Александр Бедусенко, председатель Межправительственного совета дорожников Бури Каримов, председатель Общероссийского профсоюза работников автотранспорта и дорожного хозяйства Владимир Ломакин, представители органов управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, дорожной отрасли стран СНГ, отраслевых научных и подрядных организаций, члены Общественных советов при Минтрансе России и Федеральном дорожном агентстве. Модератором мероприятия выступил генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин.
Один из ключевых вопросов повестки – дальнейшее развитие и совершенствование нормативно-правовой базы в сфере дорожного хозяйства. Андрей Шилов представил основные результаты деятельности Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России в 2022 году, а также обозначил перспективные задачи совершенствования законодательства в сфере дорожного хозяйства. Как было отмечено, разработано 24 нормативных правовых акта, в число которых вошло 9 федеральных законов, 9 постановлений Правительства РФ и 6 приказов ведомства.
Особое внимание было уделено регулированию проблемных вопросов взаимодействия с владельцами инженерных коммуникаций при строительстве объектов. Изменения внесены в Градостроительный кодекс, благодаря которым в статье 52.2 установлен порядок переустройства инженерных коммуникаций.
В рамках блока «строительных вопросов» в развитие статьи 53 Градостроительного кодекса уточнены случаи проведения строительного контроля на федеральных и региональных дорогах, ФГБУ «Росдортехнология» и ФАУ «РОСДОРНИИ» утверждены как единственные поставщики по стройконтролю (постановление Правительства № 712 от 20 апреля 2022 года).
Особенно остро в 2022 году стоял вопрос компенсации подрядным организациям роста цен на строительные материалы, с этой целью подготовлено постановление Правительства № 1148, зафиксировавшее возможность изменения цены контракта на выполнение работ по ремонту и содержанию.
Также приказом Минтранса России № 276 внесены изменения в типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству (реконструкции), капитальному ремонту автомобильных дорог (приказ Минтранса России № 37), исключающие изменение стоимости работ в случае их досрочного завершения.
В 2022 году при участии Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства установлены виды подготовительных работ, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство (постановление Правительства № 1798), что позволяет со дня направления проекта на экспертизу приступать к выполнению земляных работ, а также переустройству коммуникаций (не требующих экологической экспертизы).
Важное изменение, связанное с цифровизацией отрасли, – внесение изменений в Федеральный закон № 257-ФЗ об автомобильных дорогах, предусматривающих внедрение системы контроля дорожных фондов (СКДФ).
С вступлением в силу приказа Минтранса № 418 осуществлен переход на выдачу спецразрешений на движение тяжеловесных транспортных средств только в электронном виде в формате «одного окна».
Андрей Шилов подчеркнул, что в рамках предстоящей работы на 2023 год будет продолжен курс на цифровизацию отрасли и создание единой автоматизированной системы весогабаритного контроля транспортных средств (АСВГК), к которой будут подключаться все виды пунктов весогабаритного контроля на автомобильных дорогах всех значений. Он также проинформировал участников конференции о работе Минтранса России по актуализации в 2023 году нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автодорог федерального значения, уточнению положений приказа Минтранса № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог».
Андрей Шилов добавил, что с 2023 года предусмотрены изменения в правила предоставления субсидий на приведение в норматив дорог и мостов – в настоящее время они находятся на подписании в Правительстве РФ. С принятием данных изменений станет возможным направлять субсидии в том числе и на строительство и реконструкцию мостов, стоимость которых не превышает 3 млрд руб. Кроме того, будет введена обязанность регионов проводить диагностику дорог и оценку технического состояния мостов.
«Сейчас у регионов есть прекрасная возможность направить свои силы на восстановление аварийных мостов. К 2024 году необходимо привести к нормативу 101,74 тыс. пог. м искусственных сооружений, а к 2030-му – 290 тыс. пог. м. Уверен, нам удастся выполнить поставленные задачи», – отметил директор Департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса России Андрей Шилов.
Игорь Костюченко в режиме ВКС представил информацию о предварительных итогах реализации федеральных проектов «Региональная и местная дорожная сеть» и «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» в 2022году. Он сообщил, что объем федеральной поддержки в рамках данных программ составил порядка 166 млрд руб., контрактация по которым на текущий момент составила 99,7%. «Завершается работа на 6302 объектах в 84 регионах, на 96,8% выполнены работы по укладке верхних слоев, – доложил выступающий. – До 30 декабря нам необходимо обеспечить заключение всех соглашений по предоставлению субсидий на следующий период. Прошу руководителей в субъектах взять эту задачу под личный контроль».
В ходе конференции отдельно остановились на теме качества дорог. Об обновленной системе качества при планировании и реализации объектов федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в своем выступлении рассказал начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства Радик Фаразутдинов. Он отметил, что предпосылками к ее созданию послужил значительный рост объема дорожно-строительных работ, а также унификация подходов к реализации нацпроекта. После утверждения концепции программы было проведено ее тестирование в трех пилотных субъектах. На основе полученных данных были разработаны методологические основы для реализации программы. «По каждому из направлений – формирование дорожных программ, контрактация, эксплуатация – сделали чек-листы, которые позволяют быстро оценить, что происходит в части качества. Мы предложили поучаствовать ряду субъектов, которые согласились использовать методические рекомендации самостоятельно. Двенадцать регионов получили от нас четкие инструкции. Теперь нам предстоит обсудить полученные результаты и наметить дальнейшие действия по реализации программы», – рассказал Радик Фаразутдинов.
Игорь Старыгин доложил о состоянии дел в дорожном хозяйстве субъектов РФ в 2022 году и задачах на период 2023–2025 годов. Он сообщил, что на данный момент выполнены работы более чем на 132 млн кв. км дорожного покрытия, введены в эксплуатацию свыше 15 тыс. пог. м искусственных сооружений. Масштабные работы проведены благодаря беспрецедентному объему финансирования отрасли: в текущем году общий объем дорожных фондов превысил 1,7 трлн руб. При этом в качестве поддержки из федерального бюджета субъектам направлено порядка 425,5 млрд руб. В свою очередь регионы оказали помощь муниципальным образованиям в размере, превышающем 367,1 млрд руб., что составляет почти четверть объема дорожных фондов (без городов федерального значения).
Игорь Старыгин подчеркнул, что собираемость двух основных источников пополнения дорожных фондов – акцизов на горюче-смазочные материалы и транспортного налога – остаются на высоком уровне. Ожидается, что по первому план будет перевыполнен.
Докладчик также обратил внимание участников конференции на необходимость тщательной работы с СКДФ. С 1 марта 2024 года за нарушение порядка размещения информации в системе и порядка ее эксплуатации будет предусмотрена административная ответственность в части федеральных автодорог, а с 1 марта 2025 года – и в части региональных и местных дорог.
Владимир Ломакин, приветствуя участников конференции, отметил, что у дорожных союзов и ассоциаций богатая совместная история. «Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2023–2025 годы, которое подписано 2 декабря 2022 года, мы подчеркнули значимость проведения единой социальной политики дорожной отрасли, – сказал он. – Соглашение распространяется на подавляющее большинство дорожных организаций страны. Наша задача – сделать так, чтобы отраслевой документ был исполняем».
С информацией об осуществлении строительного контроля выступил Александр Бедусенко. Он заметил, что выполнять эту задачу заказчик может и сам при наличии собственной лаборатории и специалистов. «Однако непрерывный рост объемов и сложности работ объективно показывает необходимость привлечения специализированных организаций, – подчеркнул он. – При этом обязательным условием является их максимальная укомплектованность оборудованием, актуализированным с учетом действующей нормативной базы».
Александр Бедусенко порекомендовал заказчикам при планировании работ по стройконтролю проводить дополнительный расчет стоимости лабораторного и геодезического контроля и рассмотрения рабочей документации для обеспечения полноценной стоимости контракта, не включать в контракт работы, не относящиеся к строительному контролю (диагностика, паспортизация), а также обеспечивать соответствие стоимости и объемов мероприятий в конкурсной документации.
Заместитель директора ФГБУ «Росдормониторинг» Станислав Головач представил доклад о работе системы «одного окна» в части выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам общего пользования тяжеловесных и крупногабаритных автотранспортных средств. Он напомнил, что больше года назад полномочия по выдаче спецразрешений были возложены на Росдормониторинг, в то же время была введена в эксплуатацию модернизированная информационная система, личный кабинет перевозчика, удаленные рабочие места оператора и владельцев автодорог. За период с июля 2021 года в системе зарегистрировано более 13,5 тыс. организаций и физических лиц и свыше 62,5 тыс. транспортных средств. За 11 месяцев текущего года получено более 505 тыс. заявлений, из которых выдано 87,3%. При этом объем обработанных заявлений в день достигает 4 тыс. единиц, а среднее время выдачи составляет 8 рабочих дней.
«Отмечу, что по-прежнему есть необходимость заполнения геоинформационного модуля в полном объеме, – доложил спикер. – На данный момент 100-процентное заполнение только по федеральным автодорогам. По региональной дорожной сети уровень достиг 99,42%, а по муниципальной – 53,3%».
В планах на 2023–2024 годы – развитие и совершенствование информационной системы. В частности, сокращение срока выдачи спецразрешений до 4 рабочих дней, уход от согласования с владельцами и переход на автоматическое внесение, автоматический расчет возмещений вреда, выставление единого счета, а также автоматизация построения и согласования маршрута при отсутствии необходимости в получении спецразрешения.
Заместитель председателя ТК-418 «Дорожное хозяйство» Евгений Симчук рассказал о совершенствовании нормативно-технического регулирования в области дорожной деятельности. В частности, он сообщил, что в ходе актуализации обязательных требований уточнены области применения, терминологии и объекты технического регулирования. В ближайшее время предстоит ряд работ по актуализации фонда документов по стандартизации в дорожном хозяйстве: из 410 отраслевых дорожных методических документов 45 подлежат отмене, 21 – переработке, 9 – пересмотру, 2 – актуализации. Эту работу необходимо выполнить до 1 сентября 2025 года, в противном случае данные документы невозможно будет более включать в стандартную проектную документацию.
Доклад о повышении межремонтных сроков службы автомобильных дорог с применением инновационных технологий представил президент Ассоциации бетонных дорог, заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ Виктор Ушаков. Докладчик отметил, что в отношении продления сроков службы автомобильных дорог следует прежде всего говорить о повышении несущей способности дорожных одежд. «Нагрузки на дорожную сеть возрастают из года в год. За последние 30 лет они увеличились в 4 раза», – сказал он. Виктор Ушаков назвал несколько путей повышения межремонтных сроков: улучшение качества проектноизыскательских работ (применение современных геофизических методов исследований, расчет просадок грунтов по предполагаемой трассе), использование наилучших технологий и материалов (укрепление грунтов минеральными и комплексными вяжущими), повышение надежной работы систем водоотвода и дренажа, выбор конструкции дорожных одежд.
«Для обеспечения расчетных нагрузок толщина асфальтобетонных слоев сегодня значительно возросла, а это очень высокие финансовые затраты, – отметил выступающий. – Альтернативный способ – укрепленные основания с минеральными комплексными вяжущими и применение цементобетона в конструктивных слоях». Виктор Ушаков сообщил, что в настоящее время разработан целый ряд нормативных документов по устройству основания из укатываемого бетона и материалов, укрепленных минеральными вяжущими. Специалистами МАДИ впервые в России разработан ГОСТ на типовые конструкции жестких дорожных одежд, рассчитанных на срок службы 30 лет. Появился комплект документов, связанный с бетонными смесями, а также три ГОСТа по требованиям к бетону для устройства слоев оснований и покрытий и правила производства работ.
Участникам конференции был представлен блок докладов о состоянии дел в дорожном хозяйстве субъектов РФ. Министр транспорта и дорожного хозяйства Амурской области Александр Зеленин рассказал о реализации национального проекта БКД в своем регионе, коснувшись вопроса применяемых современных технологий. В частности, он отметил широкое использование технологии холодной регенерации. Кроме того, для сохранения дорожного полотна в период производства ремонтных работ в субъекте внедрена практика завоза инертных материалов для ремонта в зимний период. В 2022 году на эти мероприятия направлено порядка 800 млн руб.
Начальник департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области Андрей Накрошаев поделился с коллегами опытом применения цифровых решений для содержания региональных дорог. Он рассказал, что технический надзор за дорожной сетью субъекта осуществляют 24 инженера, при этом на каждого приходится свыше 400 км дорог. Ранее продолжительность обработки каждого выявленного недочета составляла минимум 5 дней (без учета проведения работ), которые требовались для передачи информации и оформления документов. Для упрощения этого процесса по заказу департамента были разработаны мобильное приложение и информационно-управляющая система, в которые моментально передаются фотоотчет и геолокация с места выявления инцидента, и теперь продолжительность обработки сократилась до 1 дня. В приложении также видна вся история предписаний и их отработка подрядчиком, автоматически составляется отчет за нужный период.
С приветственным словом выступил Бури Каримов. Он рассказал о результатах работы Межправительственного союза дорожников за 30 лет и проведенных организацией мероприятиях, а также выразил готовность дорожников стран СНГ передавать опыт и наработки коллегам из Ассоциации «РАДОР».
Коллега из Белоруссии главный научный сотрудник БелдорНИИ Алексей Бусел рассказал об инновационных разработках БелдорНИИ для строительства и содержания автомобильных дорог. Он сообщил, что институт ориентируется прежде всего на применение местных материалов. В настоящее время основу ремонтных работ составляет технология регенерации покрытия, однако это не решает проблемы возрастания нагрузки. В связи с этим в дорожном хозяйстве республики идет переход на полужесткие дорожные одежды.
«Для местных дорог мы широко используем холодную асфальтобетонную смесь на основе битумной эмульсии. Для гравийных – технологию долговременного обеспыливания, – отметил докладчик. – В республике довольно много автодорог из бетона, поэтому опыт работы с ними большой. Для ремонта жестких покрытий применяем мембранную технологию, устраиваем тонкослойное фрикционное защитное покрытие «тонфриз-слой», используем высокощебенистые гидроизоляционные смеси на мостах и путепроводах в городских условиях».
Алексей Бусел также рассказал, что в Белоруссии создано производство гранулированного резинобитумного вяжущего в асфальтобетонных смесях – опорная сеть дорог республики ремонтируется с их применением. Также совместно с казахскими учеными специалисты БелдорНИИ произвели расчет уменьшения тепловых нагрузок на жесткие дорожные одежды и разработали технологию осветления покрытия. Кроме того, докладчик сообщил о наличии перечня проектных решений по строительству временных мостов, которым ученые республики готовы поделиться с российскими коллегами.
Баглан Баймагамбетов в своем выступлении сообщил о деятельности Ассоциации дорожников Казахстана по улучшению качества автомобильных дорог. Он отметил, что в республике уделяется большое внимание дорожным организациям и защите их интересов. «Все издержки подрядчиков должны быть возмещены своевременно, перерасчеты по удорожанию произведены без задержек. Этот вопрос наша ассоциация ставит во главу угла», – подчеркнул он.
Отдельный блок докладов в ходе конференции был посвящен вопросам импортозамещения. Открыл эту часть мероприятия заместитель начальника Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Федерального дорожного агентства Георгий Гончаров. Он выступил с информацией о работе Федерального дорожного агентства в области импортозамещения и проведения научных исследований как одного из драйверов технологического развития.
Георгий Гончаров сообщил, что в 2019–2021 годах в рамках межведомственной рабочей группы Минтранса России, Минпромторга России и Росавтодора проводилась активная работа с подрядными организациями, направленная на повышение конкурентоспособности дорожно-строительной техники отечественного производства. В рамках этой работы были сформированы и направлены производителям замечания и предложения по модернизации и дооснащению российской техники и оборудования.
«Проведенный в 2022 году анализ показал, что по отдельным видам техники достигнут достаточно хороший результат импортозамещения: 90% комбинированных дорожных машин производится в России, по автогрейдерам этот показатель достигает 70%, по автосамосвалам 60%, – отметил Георгий Гончаров. – Однако по отдельным позициям доля отечественной техники низка: бурильно-сваебойные машины – 28%, грунтовые катки – 20%, экскаваторы-планировщики – 7%». В настоящее время организована опытная эксплуатация на федеральных объектах асфальтоукладчиков и асфальтобетонных заводов отечественного производства. По итогам испытаний сформированы предложения по повышению их потребительских характеристик.
Георгий Гончаров также коснулся вопросов производства комплектующих и дорожно-строительных материалов. Он отметил, что на данный момент 10–15% узлов техники, которая производится в России, продолжает зависеть от импорта, при этом некоторые узлы не производятся в нашей стране. Ситуация с материалами позитивная: отечественных – 95%, и по прогнозам в ближайшее время будет достигнута полная импортонезависимость в этой сфере.
Представители компаний-производителей и поставщиков дорожно-строительной техники, оборудования и материалов выступили с конкретными предложениями по импортозамещению. В частности, были рассмотрены такие темы, как локализация производств, ремонт бетонных конструкций, обеспечение технологического суверенитета дорожной отрасли в области битумных материалов, применение автоматических систем метеорологического обеспечения при организации работ на автодорогах, проблемы качества геосинтетических материалов и многие другие.
В завершение конференции Игорь Старыгин представил участникам проект программы работы Ассоциации «РАДОР» на 2023 год, составленной с учетом предложений членов Ассоциации.
По материалам Ассоциации «РАДОР»
Фото пресс-службы Ассоциации «РАДОР» и Алексея Шлыкова