«ДОРОГА 2022»: точное попадание
НАКАНУНЕ ДНЯ РАБОТНИКОВ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА В КАЗАНИ ЗАВЕРШИЛА РАБОТУ X МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ ВЫСТАВКА–ФОРУМ «ДОРОГА 2022»
Это крупнейшая в стране отраслевая дискуссионная площадка, которая объединяет ключевых представителей дорожно–транспортного комплекса России. В этом году организаторами мероприятия выступили Федеральное дорожное агентство, Государственная компания «Автодор» и Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России – при поддержке Минтранса России.
ВЕСЬ СПЕКТР ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
В первый день состоялось официальное открытие выставочной экспозиции, в котором приняли участие руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы РФ по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Тен, премьер–министр Республики Татарстан Алексей Песошин, заместитель председателя правления по конкурентной политике ГК «Автодор» Александр Соколов и другие. «В последние несколько лет дорожная отрасль продемонстрировала максимальную устойчивость и стабильность, – отметил в своем приветственном слове Роман Новиков. – Это объясняется тем, что на 90% мы обеспечены собственными материалами. Сегодня работают карьеры, функционируют производства по выпуску минеральных порошков для асфальтобетонов, а также нефтеперерабатывающие предприятия. Они планомерно наращивают свои объемы. Сейчас мы делаем следующий шаг, чтобы полностью закрывать российской продукцией все потребности по дорожной технике и тем самым достичь полного технологического суверенитета нашей страны».
Именно этот тезис нашел свое отражение в экспозиционной части форума, которая в этом году состояла из трех павильонов. В первом была расположена тематическая презентация стратегического транспортного маршрута Москва – Казань – Екатеринбург. Ее участниками стали 16 ключевых организаций, задействованных в реализации проекта в части проектирования и строительно–монтажных работ, а также пять субъектов РФ, находящихся в зоне тяготения маршрута.
Во втором павильоне свои стенды представили более 90 ключевых участников дорожно–транспортного комплекса. Здесь проходила демонстрация проектов, входящих в пятилетний план дорожной деятельности до конца 2027 года. В первую очередь это строительство 46 обходов городов и населенных пунктов, а также программа по расширению дорог.
В третьем павильоне разместилась экспозиция дорожно–строительной техники, представленная 40 производителями (в т.ч. – 34 отечественных). Экспонатами стали гудронаторы, погрузчики, заливщики швов, ресайклеры, экскаваторы, мини– погрузчики, многофункциональные тракторы, коммунальная техника и автогрейдеры. Гости выставки ознакомились с приборами дорожно– строительных лабораторий. Также была организована обособленная зона «Мобильный город», представленная производителями общественного транспорта. Часть техники стала основой уличной экспозиции.
АСФАЛЬТ С ЗАПАХОМ КЛУБНИКИ
Деловая программа форума включала целый ряд мероприятий разного формата, в том числе стратегическую сессию «Качество автомобильных дорог: доступность и удовлетворенность пользователей», конференцию «Безопасность дорожного движения: эффективные шаги к нулевой смертности», общероссийскую конференцию «Цифра в дорожно–транспортном комплексе», панельную дискуссию «Автотуризм и развитие сопутствующей инфраструктуры», круглый стол «Скоростные автомагистрали: востребованность сегодня и завтра» и др. Продолжением темы развития отечественного сектора по производству материалов, оборудования и развитию технологий в дорожном хозяйстве стала конференция «Сделано в России». Как отметили ее участники, в отдельных сегментах производителями достигнуты хорошие результаты по импортозамещению. Так, доля российских комбинированных дорожных машин в дорожном строительстве составляет порядка 90%, автогрейдеров – около 70%, автосамосвалов – 60%. Постепенно развивается производство асфальтоукладчиков и асфальтобетонных заводов. В текущем году на федеральных трассах произведена опытная укладка асфальтобетона, изготовленного полностью на отечественном оборудовании.
Инновациям была посвящена и «Ярмарка технологий» – зона интерактивных презентаций, где компании презентовали свои проекты и решения в области дорожно–транспортной инфраструктуры. Авторы инновационных технологийсмогли не только их продемонстрировать, но и получить обратную связь – профессиональное мнение экспертов из Комитета по инновациям Научно–технического совета Росавтодора. Инновации касались самых разных этапов производства дорожных работ – от изготовления асфальтовых смесей до механизации отдельных видов деятельности. Зрителям было предложено выбрать один наиболее понравившийся проект. В итоге победил «дорожный парфюм» – технология, которая нейтрализует запах разогретого битума. Ее суть в том, что асфальтобетонная смесь ароматизируется добавками. В результате вместо запаха горячего асфальта жители соседних со стройкой домов чувствую аромат цветов или ягод. Первыми нововведение оценили жители Ленинградской области, где в текущем году были уложены 300 тонн такого асфальта на объекте нацпроекта БКД – с запахом клубники.
Также частью деловой программы стало официальное открытие для движения девяти участков дорог – в Майкопе, Пермском крае, Ленинградской, Свердловской, Самарской, Владимирской областях, Республике Хакасия и Республике Татарстан. В частности, открыто движение по первому пусковому комплексу 2–го этапа трассы М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань протяженностью 26,1 км, который станет частью платного дублера Южного обхода Владимира.
ПО СИСТЕМЕ «СВЕТОФОРОВ»
Центральным мероприятием деловой программы стало в завершающий день работы форума пленарное заседание «Устойчивое развитие дорожного хозяйства Российской Федерации» и заседание комиссии Государственного совета Российской Федерации по направлению «Транспорт». Его открыл помощник Президента РФ ИгорьЛевитин, озвучив приветственное слово главы государства Владимира Путина, который поздравил всех участников форума с профессиональным праздником – Днем работников дорожного хозяйства.
По ВКС выступил председатель Правительства РФ Михаил Мишустин, который вкратце подвел предварительные итоги деятельности дорожного комплекса за год и обозначил новые задачи. В частности, он отметил, что единым программным документом пространственного развития России является пятилетний план дорожной деятельности, который по поручению Президента России был утвержден Правительством РФ в июне текущего года. Он включает несколько сотен мероприятий, а общий объем его финансирования превышает 13 трлн руб. Это позволит обновить более 100 тыс. км дорог. В прошлом году на российских автодорогах было уложеноболее 160 млн кв. метров нового покрытия. В текущем году перед отраслью поставлена задача повторить, а по возможности и увеличить эти объемы. Премьер–министр напомнил главам субъектов РФ о необходимости завершить подготовку региональных пятилетних планов дорожного строительства. В целом эти документы должны быть синхронизированы с задачами Транспортной стратегии страны и взаимоувязаны с нацпроектом БКД.
Более подробно на перспективах развития дорожного строительства остановился заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. «Мы должны построить и реконструировать более 3,7 тыс. км дорог, расширить до четырех полос более 3 тыс. км и более 110 тыс. км отремонтировать. Помимо достижения показателей, мы должны выстроить системууправления, в том числе мониторинг контроля качества и управление снижением стоимости», – подчеркнул он. Вице–премьер также напомнил, что в 2024 году 85% дорог в городских агломерациях и 50% региональных дорог должны быть приведены в нормативное состояние, а к 2027 году – 85% дорог, входящих в опорную сеть. По его словам, в настоящее время работа идет хорошими темпами, объекты завершаются со значительным опережением запланированных сроков. Он также рассказал, что для эффективности реализации нацпроекта Правительством РФ налажен мониторинг по системе «светофоров», которая помогает своевременно понимать болевые точки и оперативно реагировать вместе с регионами на вопросы, требующие решения на федеральном уровне.
КАЧЕСТВО И СКОРОСТЬ
Руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков акцентировал внимание на увеличении межремонтных сроков автомобильных дорог. По его словам, с 2017 года начался переход на увеличенные межремонтные сроки с 12 до 24 лет по капитальному ремонту и с 6 до 12 лет – по ремонту. Концепция такого перехода заключалась в проведении работ по усилению конструкций дорожных одежд в рамках реконструкций и капитальных ремонтов. В настоящее время завершается формирование нормативно–технической базы дорожного хозяйства – стандартов, которые позволяют достичь установленных межремонтных сроков. Также проводится большая работа в сфере совершенствования подходов к формированию нормативов затрат на дорожные работы. Эти мероприятия призваны обеспечить повышение долговечности автомобильных дорог и рост межремонтных сроков.
О перспективах развития сети скоростных автодорог в составе транспортных коридоров рассказал председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко. По его словам, в настоящее время в инвестиционном портфеле Государственной компании находятся 18 проектов общей стоимостью около триллиона рублей. помимо того, в активной фазестроительство скоростной автодороги М–12 Москва – Нижний Новгород – Казань. До конца текущего года будут запущены в общей сложности более ста километров этой трассы, причем с опережением графика. Полностью завершить объект планируется до конца следующего года, что позволит разгрузить одну из самых загруженных трасс в стране – М–7. Доехать от Москвы до Казани можно будет за шесть с половиной часов. А еще через год стоит задача продлить магистраль до Екатеринбурга. В общей сложности на всем протяжении автодороги одновременно задействованы порядка 30 тыс. рабочих и 8 тыс. единиц техники подрядных организаций. Также продолжается строительство обхода Ростова–на–Дону (обход Аксая) и Краснодара на скоростной автодороге М–4 «Дон», набирает обороты строительство обхода Твери на М–11 «Нева».
Людмила Изъюрова
Фото: Екатерина Перевезенцева, Ирина Камаева, doroga2022.ru, bkdrf.ru, rosavtodor.gov.ru