Безопасность дорог определяется их качеством
О том, каким требованиям БДД должна отвечать современная автомобильная дорога, рассказал заведующий кафедрой «Строительство и эксплуатация дорог» МАДИ, президент Ассоциации бетонных дорог Виктор Ушаков.
– Виктор Васильевич, какие покрытия наиболее эффективны с точки зрения безопасности дорожного движения? – Покрытие – один из важнейших элементов дорожной конструкции, элемент, который непосредственно воспринимает транспортные нагрузки, природно-климатические воздействия. От его качества напрямую зависит срок службы автомобильных дорог. Нагрузка на дороги увеличивается из года в год – возрастает интенсивность и скорость движения автомобилей, соответственно, изменяются и требования к дорожным покрытиям.
Наиболее эффективными с точки зрения безопасности дорожного движения и сроков службы является целый ряд покрытий. В первую очередь это покрытия из щебеночно-мастичного асфальтобетона, содержащего в своем составе значительное количество износостойкого щебня и позволяющего «сопротивляться» воздействию транспортной нагрузки. В последнее время вышло несколько новых нормативных документов по щебеночно-мастичному асфальтобетону, где предполагается применение полимерно-битумных вяжущих, определенный подбор состава, который обеспечивает сроки службы покрытий 12 и более лет. Другим эффективным видом являются цементобетонные покрытия, они широко применяются во многих странах мира, имеют значительные сроки службы, при качественном выполнении работ длительное время не требуют ремонта, обладают светлым цветом и в ночное время обеспечивают более безопасное движение. Цементобетонные покрытия строят по современным технологиям с применением так называемого «мытого» бетона на поверхности покрытия, когда создается специальная шероховатая поверхность из щебня, в результате покрытие получает высокие сцепные качества. Само покрытие также обладает высокой прочностью и несущей способностью. И щебеночно-мастичный асфальтобетон, и цементобетон прекрасно работают и летом, и в межсезонье, и в зимнее время. Последниеданные показывают, что по сравнению с асфальтобетонными покрытиями цементобетонные лучше освобождаются от снега и быстрее очищаются, поэтому имеют более высокий коэффициент сцепления в зимний период. – Как бороться с колейностью, трещино- и ямообразованием на автомобильных дорогах? – Главными причинами образования колеи являются пластические деформации на асфальтобетонных покрытиях и износ покрытий под действием шипованной резины. Пластические деформации под действием транспортной нагрузки появляются в результате некачественного применения битумов, неправильного подбора состава асфальтобетонных смесей, а также при значительном нагревании покрытия в летний период. Для предотвращения деформаций необходимо при подборе состава асфальтобетона применять прочные каменные материалы, качественные битумы, имеющие определенные физикомеханические характеристики. Следует отметить, что цементобетонные покрытия не подвержены пластическим деформациям, так как цементобетон не меняет свои физикомеханические характеристики пперемене температуры и обладает высокой несущей способностью. Асфальтобетон же при нагревании становится пластичным, а при отрицательной температуре – хрупким, появляются колея, трещины и выбоины. Одним из эффективных способов борьбы с колейностью является применение слоев износа как на асфальтобетонных, так и на цементобетонных покрытиях. Своевременное выполнение работ по устройству слоев износа на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях позволяет предотвратить образование трещин и колеи на дорогах. Значительное образование колеи происходит в зимний период, когда идет движение шипованных транспортных средств на высоких скоростях. По нашим исследованиям, при повышении скорости с 80 км/ч до 100 км/ч износ дорожного покрытия возрастает в два раза. Один из методов замедления колееобразования является ограничение скорости движения в зимний период до 80–90 км/ч. В то же время сейчас не регламентируется размер шипов на зимней резине, который также влияет на износ покрытия. Государственная Дума уже несколько лет ставила вопросо запрете применения шипованной резины, так как она наносит значительный ущерб дорожному покрытию. – Какова роль геосинтетиков в предупреждении колейности и прочих дорожных дефектов? – Геосинтетические материалы широко применяются как в России, так и за рубежом. Самые распространенные – стеклосетки, базальтовые, полимерные и металлические сетки. Их применяют для армирования асфальтобетонных покрытий с целью предупреждения колейности и повышения трещиностойкости дорожных покрытий. В МАДИ проводился комплекс исследований с различными видами геосинтетических материалов. Например, на автомобильной дороге Чита – Хабаровск специалисты закладывали экспериментальные участки с применением стеклосеток, полимерных и стальных сеток и проверяли их влияние на повышение прочности, трещиностойкости, улучшения ровности покрытия. Подобные экспериментальные участки были заложены и в других регионах России. В ходе экспериментов ученые выяснили, что применение стеклосетки позволяет в значительной степенипредотвратить образование трещин от температурных деформаций, а полимерные сетки в большей мере оказывают влияние на предупреждение образования колеи. Геосинтетические материалы также рационально применять для разделения слоев дорожных одежд. Например, геосинтетическими материалами можно разделить дополнительный слой основания и щебеночный слой основания (неукрепленный). С одной стороны, это приведет к экономии щебня, так как он не будет втапливаться в дополнительныеслои основания. С другой, это позволит предотвратить кольматацию (проникновение мелких частиц) щебеночного основания в дополнительный слой основания и продлить срок службы слоя как дренирующей системы. Геоткани также можно применять между рабочим слоем земляного полотна и песчаным (дополнительным) слоем основания с целью увеличения сроков службы дренирующих слоев дорожной одежды. Многие отечественные компании ведут исследования и занимаются разработками в области геосинтетических материалов для дорожного строительства, например, для обустройства подпорных стенок или для укрепления откосов. Главная цель – увеличение сроков службы дорожных сооружений. – Нередко ДТП происходят по причине стертой дорожной разметки, в том числе на пешеходных переходах. Существуют ли материалы, обеспечивающие долговременную хорошую видимость разметки в темное время суток, при неблагоприятных метеоусловиях? – Дорожно-транспортные происшествия по причине стертой дорожной разметки, к сожалению, действительно происходят, особенно по окончании зимнего периода. Это касается и разделительных полос, и пешеходных переходов. Разумеется, это негативно влияет на безопасность дорожного движения. В последнее время для разметки все чаще применяются материалы на полимерной основе. Полимеры более долговечны, обладают высокой адгезионной способностью к дорожным покрытиям и высокой износостойкостью. Для повышения безопасности движения в дорожную разметку втапливают специальные светоотражающие элементы, которые позволяют, особенно в темное время суток, отчетливее видеть направление движения и разметку по полосам. – Какие дорожные ограждения наиболее эффективны и почему? – В России и за рубежом сегодня применяются три основных вида дорожных ограждений: металлические барьерные, парапетные бетонные и тросовые. С точки зрения БДД наиболее эффективными являются парапетные бетонные ограждения, онипозволяют в значительной степени предотвратить выезд транспортного средства на полосу встречного движения. Если мы едем вдоль подобного ограждения и видим на нем характерное черное пятно от контакта с автомобилем, то мы можем с определенной степенью уверенности сказать, что это одна из спасенных жизней. Парапетное бетонное ограждение, как сборное, так и монолитное, обладает высокой удерживающей способностью и предотвращает выезд на встречную полосу движения. Тем не менее наибольшее распространение внашей стране имеют металлические барьерные ограждения, но в связи с удорожанием металла на сегодняшний день парапетные бетонные ограждения составляют им прямую конкуренцию. Тросовые ограждения – самые дешевые, но они обладают невысокой удерживающей способностью и в меньшей степени способны предотвратить серьезное ДТП. Такие ограждения устанавливаются на дорогах с небольшой интенсивностью движения и низкими скоростями. Скоростные автомагистрали, такие как, например, М-11 или М-12, оборудуют монолитными парапетными ограждениями. Они прекрасно себя показали с момента установки. Эти ограждения обладают высокой удерживающей способностью и обеспечивают высокую безопасность дорожного движения. Беседовал Алексей Шлыков