Точки притяжения автотуристов
СОВРЕМЕННЫЕ АВТОМАГИСТРАЛИ ЯВЛЯЮТСЯ НЕ ТОЛЬКО СОСТАВНОЙ ЧАСТЬЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ, НО МОГУТ И ДОЛЖНЫ СТАТЬ МОЩНЫМ ДРАЙВЕРОМ РАЗВИТИЯ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ
Чтобы успешно реализовать имеющийся потенциал, необходимо создавать объекты придорожной инфраструктуры, расположенные в местах притяжения культурного и природного наследия, которые дадут синергетический эффект развития туризма и экономики регионов в целом.
Ключевым элементом благополучия и процветания прилегающих территорий, а также повышения безопасности дорожного движения на автомагистралях (прежде всего) федерального значения является развитие многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ). Главным достоинством МФЗ является способность всеобъемлющего обслуживания пользователей и размещения объектов дорожного сервиса, а также предоставление всего спектра услуг для участников дорожного движения, в том числе сервис автомобилей, питание, отдых и пр.
Объектами дорожного сервиса (ОДС), как известно, являются здания, постройки, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автостанции, автозаправочные станции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, а также необходимые для их работы зоны отдыха и стоянки подвижного состава).
Разработанная концепция развития данной отрасли предъявляет определенные требования.
1. Соответствие задачам Федеральной целевой программы «развитие внутреннего и въездного туризма в России» Федерального агентства по туризму Министерства культуры страны. Основная цель развития ОДС: повышение конкурентоспособности туристского рынка России и субъектов страны, удовлетворяющего потребности отечественных и иностранных пользователей в современных туристских услугах. Задачи инвестиционных проектов ОДС больших форматов – автотуристских кластеров – многофункциональных зон заключаются в развитии туристско-рекреационного комплекса страны в целом и ее субъектов; повышение качества туристских услуг; продвижение отечественного туристского продукта на международном и внутреннем рынках.
2. Соответствие плану мероприятий по реализации «Концепции развития объектов дорожного сервиса в РФ», повышение конкурентоспособности автотуристского рынка субъекта РФ; удовлетворение социально-экономических потребностей муниципальных территорий; синхронизация развития автомагистралей федерального значения и их обустройства ОДС с аналогичными мероприятиями на автодорогах регионального значения; взаимодействие с межведомственными рабочими группами ФКУ по развитию ОДС; применение механизмов государственно-частного партнерства инструментов государственной поддержки; реализация «пилотных» проектов многофункциональных зон.
3. Многофункциональная зона дорожного сервиса может включать: отдельные места для стоянки легковых и грузовых автомобилей, а также автобусов (до 200 машино-мест); многотопливную заправочную станцию с участком компримирования природного газа и зарядкой электромобилей; туалеты; зону отдыха водителей и пассажиров с местами для курения; точки общественного питания; магазин; мотель; автомойку; станцию технического обслуживания, шиномонтаж; душевые; прачечную; пункт медицинской помощи; мусоросборники; телефон.
Состав объектов дорожного сервиса логично дополнят гостиничный комплекс (30 двухместных номеров стандарта три звезды), супермаркет и кулинария, магазины «рыбалка-охота», сувениров, офис банка, пункт оказания медпомощи, туристский информационный центр, фермерский рынок с овощехранилищем, дорожно-ремонтное предприятие, отделение полиции. На основании проведенных исследований выявлены следующие потребности в услугах и частота их использования на автомобильных дорогах (услуги, к пользованию которыми прибегают более 60% респондентов): АЗС – 60–65 км; пункты питания – 80–100 км; продуктовые магазины – 60–70 км; аптека – 40–65 км; туалет – 50–100 км; душевая комната – 60–70 км для профессиональных водителей (215–220 км для участников легкового трафика); прачечная (только для группы водителей грузового транспорта) – около 130 км; большая парковка (для групп профессиональных водителей) – 70–90 км; автосервис/шиномонтаж – 45– 60 км. Также определили, что комфортная встречаемость практически всех востребованных услуг в рамках ОДС – от 40 до 100 км. Для наиболее востребованных услуг – АЗС, продуктовый магазин, аптека, туалет, душ, автосервис – около 60–65 км.
4. На МФЗ удовлетворяется значительный объем потребностей автотуристов: заправка топливом автомобилей (бензин, дизель, газ, электрозарядка), заправка газовых баллонов дачникам и автокемперам, обеспечение продуктами питания в размере ежедневной и/или еженедельной потребности, общественное питание, завтраки, обеды, ужины, праздники, ремонт грузовых и легковых автомобилей, автобусов и покупка автозапчастей, ремонт и установка на автотехнику газобаллонного оборудования. К этому можно добавить услуги автомойки, включая самообслуживание, ночлег в мотеле или автокемпинге, душ, баню, парикмахерскую, прачечную, обеспечение лекарствами и медпомощью, диспансеризацию, медицинский осмотр водителей и местных жителей, семейный и детский развлекательный досуг.
Интересен опыт Госкомпании «Автодор». Так, в рамках соответствующей концепции разработаны основные принципы размещения многофункциональных зон дорожного сервиса вдоль автомагистралей: централизованное планирование размещения МФЗ на базе маркетинговых исследований; оптимальное расстояние для пользователя; принцип максимального контроля соблюдения требований к составу и качеству услуг МФЗ; принцип максимального использования возможностей ГК «Автодор» при планировании и реализации проектов в сфере МФЗ.
Отличным стимулом для дальнейшего развития придорожного сервиса в нашей стране является автомобильный туризм, который при комплексном развитии способен значительно улучшить социальноэкономическую ситуацию в малых городах, где ограничена доступность, и стать ощутимой статьей дохода. Если еще совсем недавно путешествия на автомобилях, и тем более в автодомах, были абсолютно западной традицией, то теперь положение стало меняться. В России с 2018 года вдвое увеличилось число семей, владеющих специализированной техникой для автопутешествий. По оценке экспертов отрасли, на 2021 год в нашей стране насчитывалось более 10 тысяч семей активных караванеров.
Также быстро растет сегмент любителей активного отдыха на природе с палатками на крышах своих внедорожников и микроавтобусов. С 2019 года в нашей стране вдвое вырос парк проката автодомов и в десять раз парк проката жилых прицепов караванов. Большим спросом стал пользоваться у россиян отдых на природе в оборудованных кемпинговых палатках, модульных и мобильных домах среднего ценового сегмента. У нас караванинг – это одно из направлений автотуризма, подразумевающее максимальный комфорт для автопутешественника. Самая массовая и перспективная разновидность – путешествия на личном автомобиле. В России насчитывается 27 млн автовладельцев, из которых пять млн человек готовы к дальним путешествиям, 10 млн человек – потенциальные гости комфортного кемпинга в России.
Главная проблема развития караванинга заключается в ограниченном количестве современных оборудованных кемпингов и кемпинговых стоянок для комфортного отдыха на природе караванеров и обычных автопутешественников. Для них необходимо наличие специализированных сервисных зон, где можно слить грязную воду и капсулу биотуалета, пополнить запасы воды и подключиться к электричеству. Зачастую кемпингами называют огороженный участок с колонкой и туалетом, что дискредитирует само понятие кемпинга.
Минимальная необходимая площадь участка для обустройства кемпинга или кемпинговой стоянки как бизнес-объекта – от 3000 до 5000 м2 . Этого вполне достаточно для обустройства 15–25 мест размещения с учетом внутренних дорог, зоны сервиса и санитарных модулей. Кстати, территория кемпинговой стоянки пригодна и для временной парковки туристических автобусов, доставляющих экскурсионные группы. Наиболее рентабельной считается организация кемпингов на территориях при отелях, усадьбах, культурно-исторических объектах и национальных парках.
Весьма важно определить составляющие развития автотуризма. Физическими точками притяжения могут стать достопримечательности и места отдыха, интеллектуальными – маршруты (винные, исторические, гастрономические) и какие-либо события. Средством для путешествий может служить обычная авто- и мототехника (парк личных автомобилей – это основной потенциал для развития сегмента караванинга во внутреннем туризме). К специализированной технике можно отнести автодома и караваны.
Сами кемпинги предназначены для длительного пребывания и отдыха с комфортом и широким набором услуг, от кафе и прачечных до аквапарка. Кемпстоянки предназначены для кратковременной стоянки (в основном ночевки) с минимальным набором услуг и без возможности использовать территорию как рекреационную зону. Рекомендуемая модель кемпинга подразумевает эффективное использование земли для комфортного размещения любителей отдыха на природе и предоставления им в качестве объектов инфраструктуры всех необходимых удобств. Гостям должны предоставляться оборудованные и благоустроенные участки, на которых могут разместиться авто-, мото- и велопутешественники с палатками или караванеры на автодомах и с жилыми прицепами, некапитальные строения (кемпинговые палатки, бунгало и мобильные домики). Для длительного проживания необходимо предусмотреть возможность размещения собственных мобильных домов.
Существует пять базовых требований, при реализации которых кемпинг является таковым. Отсутствие хотя бы одного из них выражается в несоответствии кемпинга отраслевому ГОСТ Р 58187-2018.
1. Приспособленный огороженный участок необходимого размера с возможностью доступа для обеспечения безопасности.
2. Обустройство размеченных (обозначенных) мест для размещения туристов, размеры и число которых зависят от общей площади, уровня кемпинга и типа находящейся на нем автотехники.
3. Наличие административного пункта с понятной и удобной (offline или on-line) системой доступа автотуристов к информации и всем нужным сервисам.
4. Наличие необходимого числа санитарных узлов (мест общего пользования), регламентируемых вместимостью и уровнем сервиса кемпинга.
5. Обеспечение в кемпинге необходимого числа и качества точек подключения автотуристов к инженерным сетям.
Валерий Васильев
Фото автора, vozledorogi.ru, nspka.ru