Дорожникам северного региона помогут в работе федеральные гарантии
1 марта в режиме видеоконференции состоялось совместное заседание Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, Комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты РФ, Общественной палаты Республики Карелия, Общественного совета при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия по теме «Реализация национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Карелия». Это первое из ряда запланированных заседаний, целью которых является анализ ситуации в дорожном хозяйстве конкретных регионов.
Открыл заседание председатель Общественного совета при Росавтодоре, генеральный директор Ассоциации «РАДОР» Игорь Старыгин. В своем приветственном слове участникам мероприятия он отметил, что главным в настоящее время для дорожной отрасли России является успешное решение задачи исполнения национального проекта «Безопасные качественные дороги», который на территории нашей страны реализуется в течение последних трех лет. В прошлом году, обратил он внимание, учитывая важность выполнения проекта и необходимость развития региональных и местных дорожных сетей, в национальный проект внесены изменения. Федеральный проект «Дорожная сеть» трансформирован в такой же федеральный по статусу проект «Региональная и местная дорожная сеть».
К концу реализации национального проекта, отметил Игорь Старыгин, не менее 60% автодорог межрегионального и муниципального значения должны быть приведены в нормативное состояние. Большое внимание уделяется и приведению в нормативное состояние дорог в городских агломерациях. В рамках БКД эти работы выполняются в 105 агломерациях. К концу реализации национального проекта не менее 85% дорог в них должны быть приведены в нормативное состояние. В прошлом году география участвующих в нацпроекте агломераций была расширена – в нее включен 51 город с числом жителей в агломерации от 100 тысяч до 200 тысяч. В них теперь дороги также должны быть приведены в нормативное состояние.
Самое главное в проведенных нововведениях, как обратил внимание Игорь Старыгин, заключается в том, что в новом федеральном проекте появились и новые показатели, выполняющие роль оценочного критерия качества работы дорожников. Это удовлетворенность пользователей качеством и доступностью автомобильных дорог, а также безопасностью дорожного движения. В связи с этим взаимодействие органов управления дорожным хозяйством с представителями общественности приобретает еще большую значимость и актуальность. – Место проведения сегодняшнего заседания выбрано не случайно, – отметил также в своем приветственном слове Игорь Старыгин, – В Республике Карелия представители общественности активно участвуют в выборе объектов, осуществлении контроля за качеством и сроками выполнения работ. Эти процессы, обратил внимание Игорь Старыгин, начались еще в рамках приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017–2018 годах и успешно продолжаются в ходе реализации национального проекта.
– Сегодня мы хотели бы еще раз услышать о том передовом опыте, который есть у республики, посмотреть, какие вопросы остаются проблемными, пока еще не решенными, на которые в ходе работы заседания будет обращено особое внимание, – подчеркнул он.
Руководитель Федерального дорожного агентства (Росавтодор) Роман Новиков, приветствуя участников мероприятия, сообщил, что совместное заседание с участием региональных органов управления автомобильными дорогами и представителями общественности Республики Карелия является первым в ряду выездных заседаний Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве (ОС при ФДА). Решение регулярно проводить такие мероприятия было принято членами ОС при ФДА при разработке плана работы на 2022 год и поддерживается Росавтодором.
– Проведение таких совместных заседаний набирает ход и уже становится нашей традицией. 8 февраля мы проводили заседание общественных советов совместно с Росздравнадзором. Это заседание было посвящено очень важной теме – обеспечению сохранности автодорог. Не менее важная тема будет рассмотрена и на нынешнем заседании – реализация национального проекта БКД, в том числе и в Карелии, – добавил глава Росавтодора.
Роман Новиков отметил, что «Безопасные качественные дороги» – это один из самых серьезных, весомых, целенаправленных, ориентированных на клиента, пользователя национальных проектов, имеющих прямой задачей повышение благосостояния всех слоев населения. О том, что сегодня ходу реализации этого проекта придается самое большое значение, свидетельствуют, обратил он внимание, оперативные заседания правительственной комиссии по региональному развитию под председательством курирующего заместителя председателя Правительства России Марата Хуснуллина, которые проводятся на постоянной основе. При этом первоочередное значение на этих мероприятиях придается повышению уровня безопасности движения на наших дорогах, как на федеральных и региональных, так и на уличной дорожной сети.
Председатель комиссии по ЖКХ, строительству и дорогам Общественной палаты России Галина Дзюба в своем приветственном слове подчеркнула, что общественники являются связующим звеном между органами власти, подрядными организациями – исполнителями национального проекта «Безопасные качественные дороги» и населением. Члены Общественной палаты, отметила она, должны эффективно доносить необходимую информацию до органов власти с целью повышения качества автомобильных дорог и безопасности дорожного движения.
– Общественная палата – это та площадка, на которой мы, работая в регионе, можем понять и увидеть, чего не хватает для решения тех или иных вопросов, собрать широкий экспертный состав для достижения этой цели. В Общественной палате работает координационный совет по реализации национальных проектов, и именно на нем мы обсуждаем проблемы и делимся опытом их решения. Предложения этого совета доходят и до президента и отражаются в его ежегодном послании, – отметила Галина Дзюба.
Заместитель председателя Общественной палаты Республики Карелия Лиана Вагузенкова рассказала, что члены Общественной палаты Республики Карелия входят в состав экспертного совета при республиканском правительстве, который занимается общественным контролем за реализацией национального проекта БКД.
– Мы участвуем в совещаниях при региональном правительстве, выезжаем на объекты, сравниваем заявленные и фактические показатели и на основании проверок представляем свои предложения по реализации нацпроекта, – добавила она.
Министр по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Сергей Щебекин, обращаясь с приветствием к участникам заседания, обратил их внимание на то, что региональные органы управления автодорогами ни в коем случае не должны воспринимать работу с Общественной палатой Республики Карелия как формальность.
– Мы встречаемся с представителями общественности на всех этапах – от проектирования до приемки выполненных работ, – сказал он в своем вступительном слове.
Сразу после приветствия участникам Сергей Щебекин выступил с докладом об основных итогах реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Карелии. Он отметил, что участие в БКД позволило региону значительно улучшить состояние дорожной сети. По сравнению с периодом до начала реализации нацпроекта существенно увеличились объемы выполняемых работ, в том числе за счет принятых мер по их дополнительной финансовой поддержке со стороны федерального бюджета. Так, в 2018 году финансирование дорожного фонда Карелии выросло на 2,2 млрд руб. по сравнению с 2017 годом. А в 2021 году, благодаря федеральному финансированию, объем регионального дорожного фонда вырос с 3,8 млрд руб. в 2018 году до рекордных 10 млрд руб. На эти средства за 3 года отремонтировано более 513 км автодорог регионального и межмуниципального значения, что позволило поднять уровень дорог в нормативном состоянии с 32% до почти 40%. Было отремонтировано более 73 км автодорог, входящих в состав Петрозаводской городской агломерации. Это позволило обеспечить в республиканской столице рост доли дорог, соответствующих нормативу, с 49,7% до 68%.
В то же время, отметил Сергей Щебекин, текущий уровень финансирования позволяет обеспечить производство работ только по устройству выравнивающего слоя при стоимости выполнения ремонтных работ в среднем в объеме от 12 до 14 млн руб. за километр.
– В целях обеспечения сохранности дорожной сети, с учетом ее состояния и климатических особенностей региона, шесть районов которого отнесены к Арктической зоне, считаю целесообразным пересмотреть норматив стоимости ремонта в Карелии в 2022–2024 годах в сторону увеличения. Ведь сегодня требуется проведение работ по капитальному ремонту региональных дорог республики с более высокой их стоимостью, в том числе с применением технологии холодного ресайклинга, с устройством двухслойного покрытия, а также работ, связанных с обустройством водопропускных труб в дорожных конструкциях и искусственных сооружениях, – проинформировал участников заседания Сергей Щебекин.
Он обратил внимание на тот факт, что на основании анализа заключенных в 2021 году государственных контрактов фактическая стоимость работ по приведению дорог в нормативное состояние в Карелии составляет порядка 30 млн руб. за километр. Таким образом, увеличение норматива стоимости позволило бы более качественно выполнять ремонтные работы, в том числе и капитальные ремонты.
– Минтрансом России и Росавтодором с 2019 по 2021 год в федеральную собственность были приняты карельские региональные дороги общей протяженностью более 540 км. Это были самые тяжелые, сложные участки республиканской сети автострад. Передача дорог на федеральный уровень дала возможность значительно ускорить темпы работ по их приведению в нормативное состояние, а также выделить дополнительные средства по содержанию региональных автотрасс, – добавил он.
Сергей Щебекин подчеркнул в своем докладе, что одной из ключевых целей реализации нацпроекта БКД является максимальное расширение применения передовых наилучших технологий и материалов, включенных в соответствующий реестр, сформированный ФАУ «РОСДОРНИИ». Он отметил, что при выполнении дорожных работ в регионе применяются современные технологии, повышающие их качество. Это, в частности, применение укладки асфальтобетонных покрытий с помощью ее перегружателя, устройство защитно-армирующей прослойки в асфальтобетонном покрытии, предотвращающей образование отраженных трещин на новом покрытии, применение асфальтобетонных смесей из высокопрочного кубовидного щебня узких фракций габброидных пород и полимерно-битумного вяжущего, а также габионов в конструктивных элементах дорог и искусственных сооружений.
Кроме того, выполняется геодезическое сопровождение производства дорожностроительных работ на всех стадиях с использованием электронных полностью роботизированных тахометров и систем GPS-позиционирования. При выполнении ремонтных работ местного значения на территории Петрозаводского городского округа применяется технология обустройства верхнего слоя покрытия щебеночно-мастичным асфальтобетоном (ЩМА), что позволяет повысить его качественные параметры и увеличить межремонтные сроки.
В рамках своего доклада Сергей Щебекин сообщил также и о том, что, помимо обеспечения выполнения работ по ремонту дорог, в дорожном фонде Республики Карелия ежегодно предусматриваются средства на мероприятия по повышению безопасности дорожного движения. В частности, за три года реализации национального проекта БКД, подчеркнул он, построено более 64 км линий наружного освещения, устроено свыше 27 км барьерных ограждений, установлено 3 тыс. дорожных знаков. Ежегодно осуществляется нанесение горизонтальной дорожной разметки, выполняется обустройство пешеходных переходов в соответствии с новыми национальными стандартами, ремонт и устройство тротуаров и светофорных объектов, обеспечивается функционирование и развитие системы фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения.
– Следует отметить, что Республика Карелия на сегодняшний день, – подчеркнул Сергей Щебекин, – уже обеспечила с перевыполнением достижение показателей по увеличению числа стационарных камер, поставленных в рамках проекта на 2024 год. Благодаря названным мероприятиям, добавил он, по итогам 2021 года отмечено снижение общего числа дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2020 годом на 18,5%.
Однако, как особо выделил Сергей Щебекин, число погибших при этом выросло. Как уточнил он, большая часть ДТП с летальным исходом происходит на федеральных дорогах и во многом связана со значительным увеличением интенсивности движения по ним и прекращением деятельности на них передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений ПДД в связи с их переносом на региональные дороги. Сейчас эти камеры возвращаются на федеральные трассы. Это дает нам основания ждать снижения количества ДТП с тяжкими, в том числе и летальными, последствиями. Всего в республике за 2021 год было зарегистрировано 560 дорожных инцидентов, в которых погибли 88 человек, а 723 человека получили ранения и травмы. 67 человек погибли на федеральных трассах.
Также в своем докладе Сергей Щебекин рассказал и о сотрудничестве с образовательными учреждениями региона – Петрозаводским автотранспортным техникумом и Петрозаводским государственным университетом.
– Во время каникул студенты проходят практику в подрядных организациях. Мы заранее совместно с подрядчиками распределяем кандидатов, – подчеркнул он. – Кроме того, на базе данных учреждений регулярно проводится повышение квалификации работников самих подрядных организаций.
В завершающей части своего доклада, говоря о планах дорожников Карелии на 2022–2024 годы, Сергей Щебекин сказал, что главной задачей на этот период является ремонт более 760 км региональных дорог и около 50 км дорог городской агломерации. Это позволит довести до нормативного состояния 51% региональных дорог и 85% дорог городской агломерации. – Также будут приведены в норматив 1945,2 погонных метра мостов, продолжится реализация мероприятий по повышению безопасности дорожного движения и применению новых и наилучших технологий. На эти цели планируется направить свыше 17 млрд руб., том числе 8 млрд руб. из федерального бюджета, добавил он в заключение.
Начальник ФКУ Упрдор «Кола» Михаил Овчинников в ходе заседания выступил с докладом, в котором были представлены мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах федерального значения на территории Карелии. Он доложил, что в настоящее время протяженность таких дорог в регионе составляет 1897 км. Прежде всего, это трасса Р-21 «Кола» протяженностью 970 км, проходящая с юга на север республики. Другие федеральные дороги – А-121 «Сортавала», ее длина составляет 349 км, А-119 «Вологда – Медвежьегорск – Кола» (242 км), А-137 «Кола – Тикша – Ледмозеро – Костомукша – граница с Финляндией» (232 км) и А-215 «Лодейное – Вытегра – Прокшино – Плесецк – Брин-Наволок» (102 км).
При этом за последние 5 лет в статус федеральных было переведено порядка 522 км дорог из региональной собственности. Соответственно, в связи с приростом дорожной сети растет и аварийность. Количество ДТП в 2021 году по сравнению с 2020 годом увеличилось на 28%, число погибших – на 103%. Основные виды ДТП, отметил Михаил Овчинников, – это столкновения при выезде на полосу встречного движения, съезды с дороги, наезды на стоящие транспортные средства и на пешеходов. При этом 49% случаев ДТП с летальным исходом связаны с грубейшими нарушениями водителями правил дорожного движения. Это вождение в состоянии алкогольного опьянения, управление транспортным средством без наличия на то прав, эксплуатация неисправного автомобиля, выезды на встречную полосу и превышение скорости.
– Основными задачами управления являются обеспечение безопасного бесперебойного движения по автодорогам федерального значения в регионе, снижение аварийности на них, их сохранность и повышение пропускной способности. Для решения этих задач в текущем году запланированы следующие перспективные мероприятия: начало реконструкции 24 км автодороги «Сортавала» с выходом на трассу «Кола» с устройством транспортной развязки в двух уровнях, а также организацией обхода населенных пунктов Маньга и Маньга-1. Окончание этих работ запланировано на 2024 год. Также планируется завершить в этом году работы по капитальным ремонтам на участках дорог общей протяженностью 51,2 км и начало работ на участках дорог протяженностью 43 км. В ходе капитальных ремонтов предусмотрены установка наружного освещения в населенных пунктах, обустройство недостающих тротуаров, примыканий и направляющих устройств, – подчеркнул Михаил Овчинников.
– Кроме капитальных, запланированы и ремонты на участках дорог федеральной дорожной сети общей протяженностью 103,4 км, а также проектирование площадок для отдыха, обустройство электроосвещения, установка стационарных и передвижных камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. Также запланированы и проектно-изыскательские работы на участках общей протяженностью 211 км. В основном эти работы будут выполнены на тех дорогах, которые регион передал в федеральную собственность.
Сегодня на карельских дорогах, добавил Михаил Овчинников, функционируют 33 стационарных комплекса фотовидеофиксации, находящихся на федеральном балансе. Ведется работа по определению потенциально опасных участков, где имеет смысл установить дополнительные комплексы. В основном их установка планируется на трассе «Кола», где фиксируется наибольшее число дорожных происшествий и наблюдается самая высокая скорость движения, в том числе по причине существенного повышения за последние годы качества покрытия на ней.
Роман Новиков, выступая на заседании уже с основным докладом, подчеркнул важность увеличения количества камер фотовидеофиксации на автодорогах с целью снижения количества ДТП и тяжести их последствий, связанных прежде всего с превышением скорости, и предложил включить эту задачу в резолюцию по итогам заседания. Также он отметил, что текущий год объявлен Маратом Хуснуллиным годом качества в рамках реализации национального проекта БКД. В связи с этим Росавтодор разработал методическую концепцию проведения сопутствующих мероприятий для национального проекта «Безопасные качественные дороги».
– Данная программа получила одобрение всех субъектов Федерации и на сегодня готова к презентации главе правительства страны. Мы будем двигаться по этой концепции и рассчитываем, что дорожники из регионов поддержат нас в этой работе. Мы всех приглашаем к сотрудничеству, – добавил он.
Игорь Старыгин отметил, что работу по повышению безопасности дорожного движения необходимо проводить не только со стороны дорожников, но и со стороны пользователей автодорог.
– Если водители не будут законопослушны, достичь результатов по минимизации социального и транспортного риска мы не сможем, – подчеркнул он и обратился к членам Общественной палаты РФ с просьбой поднимать эти вопросы при работе с общественностью.
Председатель Общественного совета при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Николай Скресанов в своем выступлении на заседании обратил внимание на организацию общественного контроля за ходом реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Карелия. Он сообщил, что Общественный совет при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия был создан в январе 2018 года. Одна из его основных задач – привлечение граждан и организаций к обсуждению наиболее важных вопросов дорожного хозяйства, имеющих повышенный общественный резонанс. Исходя из этого, Общественный совет совместно с министерством строит свою работу по исполнению национального проекта «Безопасные качественные дороги».
– Предложения от членов совета доводятся до региональных органов управления автодорогами и учитываются ими в работе, – подчеркнул Николай Скресанов. – В частности, это предложения по дополнительному устройству водоотводов при ремонте дорог, съездов и площадок для остановки на дорогах, проходящих через населенные пункты. Отмечу, что в ходе исполнения нацпроекта при Общественном совете уже создана группа общественных контролеров из числа наиболее активных жителей. Результаты их работы мы заслушиваем в конце каждого года.
Общественный контролер по ремонту автодорог при Общественном совете при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия Нина Никифорова также выступила с докладом в ходе заседания.
– Я занимаюсь контролем дорожных работ более 10 лет. Моя деятельность началась со сбора подписей под петициями в отношении качества автодорог и отправки петиций в органы ГИБДД и прокуратуры. Набор в общественные контролеры в корне изменил этот подход. Для кандидатов на базе Петрозаводского автотранспортного техникума было проведено обучение, включающее информацию о том, что такое дорога и ее конструктивные элементы, какая техника работает на стройке, какие нарушения возможны на этапах работ, а также правила техники безопасности. По окончании обучения нам выдали соответствующее удостоверение. Теперь контроль осуществляется максимально конструктивно. Мы получаем информацию от пользователей дорог, проверяем ее, работаем с органами управления и подрядчиками по выявленным нарушениям и контролируем их устранение. Для оперативного взаимодействия существует онлайн-чат, в работе которого участвуют все стороны, – рассказала Нина Никифорова о работе дорожных контролеров Карелии.
Из наиболее часто встречаемых нарушений Нина Никифорова назвала укладку асфальта в неподходящих погодных условиях или на неочищенную поверхность, проблемы с установкой бордюрного камня. При этом она отметила, что за время реализации национального проекта БКД качество автодорог в регионе значительно улучшилось, а значит, необходимо привлекать к общественному контролю больше пользователей дорог, чтобы охватывать их деятельностью максимальную протяженность дорожной сети. Также, по ее мнению, следует проводить их регулярное обучение и консультироваться с контролерами еще до разработки проектной документации.
Подводя итоги заседания, Игорь Старыгин подчеркнул, что цель мероприятия достигнута. Его участники комплексно рассмотрели вопросы реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в Республике Карелия на федеральном и региональном уровне, а также обсудили участие общественности в этом процессе. Он предложил отметить в резолюции положительный опыт общественного контроля в регионе. А Общественному совету при Министерстве по дорожному хозяйству, транспорту и связи Республики Карелия совместно с Комиссией по вопросам общественного контроля за производством дорожных работ при Общественном совете при Росавтодоре – обобщить имеющиеся практики и подготовить рекомендации по организации общественного контроля в регионах.
Подготовил Леонид Григорьев