Суровые погодные условия не останавливают движение на сибирских дорогах
Зимнее содержание дорог в Сибири и на Дальнем Востоке всегда требовало от дорожников напряжения всех сил и возможностей. Однако в настоящее время благодаря внедрению современной техники по содержанию дорожной инфраструктуры и новых технологий по ее обслуживанию удается поддерживать нормальное движение транспорта по северным и дальневосточным трассам даже в сложных погодных условиях. О том, как выполняются эти работы, рассказал главный технолог — начальник отдела контроля качества АО «Труд» Анатолий Тараненко.
В наступивший зимний эксплуатационный период обеспечению безопасного движения транспортных средств должно уделяться особое внимание. Если говорить о дорогах федерального значения, то для этого многими ФКУ уже введены системы мониторинга подведомственных им участков автомобильных дорог посредством фотовидеофиксации.
Исходя из полученных данных участник движения может оперативно получить информацию с официального сайта собственника автомобильной дороги и принять для себя решение о целесообразности проезда по выбранному участку.
Если говорить о региональных или местных дорогах, то здесь, хоть и заметны улучшения за последние годы, пока не так благополучно, как на федеральных дорогах, где уровень содержания и финансирования намного выше.
Отдельно отмечу, что с каждым годом эксплуатационное состояние автомобильных дорог в Сибири и на Дальнем Востоке становится лучше.
Это обусловлено повышением мобильности подрядных организаций, задействованных на участках автомобильных дорог, за счет расширения зоны покрытий сотовой связи и сети Интернет, благодаря чему увеличивается скорость передачи информации о выявленных проблемных участках и принятия оперативных мер по их устранению.
Кроме того, предприятия, занимающиеся производством дорожно-строительной техники для содержания автомобильных дорог, предлагают новые наиболее эффективные машины и механизмы, которые обладают большей эффективностью в сравнении с предшествующими аналогами.
Наиболее распространенные мероприятия по обеспечению безопасного проезда транспортных средств в зимний период в Сибири и на Дальнем Востоке — это распределение противогололедных материалов (ПГМ), очистка проезжей части и обочин от снега с использованием средств механизации, очистка от снега средств обустройства, например дорожных и информационных знаков.
Практически не применяются жидкие реагенты из-за их высокой стоимости и логистики. Также следует разделять зоны применения реагентов. Так, в части регионов Сибири и Дальнего Востока применение реагентов может быть неэффективно, поскольку там нередок температурный режим ниже отметки минус 30°С.
В данном температурном диапазоне реагенты не оказывают существенного действия при их применении. В регионах, где температура при зимнем содержании выше минус 30°С, применение реагентов положительно сказывается на состоянии дороги. Даже один такой регион, как Сахалин, может показывать очень большую разницу по содержанию и применению реагентов в своих границах. На севере острова всегда очень много снега и низкие температуры, в таком случае применяется только песок. В южной части острова зимой нередко могут быть температуры около нуля градусов, что делает возможным и рациональным применение солевых или песко-солевых растворов.
Если говорить о безопасности, то можно отметить, что в целом на сегодняшний день аварийность на федеральных дорогах Сибири и Дальнего Востока оценивается как низкая. Основными мероприятиями, позволяющими достигать положительного результата, являются очистка покрытия от снега, наката и ледообразования, а также восстановление средств обустройства автомобильных дорог. При этом на региональных и местных дорогах проблема безопасности дорожного движения в зимний период остается очень острой, и ее необходимо решать комплексно.
Также важными элементами повышения безопасности является обустройство дорог знаками и барьерным ограждением и увеличение парка технических средств для содержания дорожной инфраструктуры в зимний период именно для их применения на региональных и местных дорогах.
В целом же, анализируя ситуацию по нашим сибирским и дальневосточным регионам, можно сказать, что состояние расположенных на их территории автомобильных дорог при содержании в зимний период говорит о том, что подрядные организации, задействованные на содержании, обеспечены достаточным техническим парком машин и механизмов. Также есть все основания говорить о высокой квалификации персонала и наличии необходимого количества антигололедных и других материалов для обеспечения нормативного состояния дороги в зимний эксплуатационный период.
На мой взгляд, основной проблемой при зимнем содержании и эксплуатации региональных и местных дорог является низкий уровень финансирования, так как эксплуатирующие подрядные организации зачастую несут более высокие затраты в сравнении со сметными расценками. Особо остро данный вопрос стоит в регионах с наличием обильных снегопадов. Хотя с увеличением затрат и высокой инфляцией данные трудности ощущают на себе уже и подрядные организации, работающие на дорогах федерального значения. Единственным решением озвученных проблемных вопросов является пересмотр ценообразования при содержании и эксплуатации автомобильных дорог. Также следует рассмотреть на федеральном уровне вопрос о выделении зон с особо неблагоприятными погодными условиями в зимний период с целью актуализации нормативно-сметной базы. Сегодня же стоимость километра содержания дорог одинаковая, несмотря на различные условия на их отдельных участках.
Подготовил Леонид Григорьев