В этом году журнал «Автомобильные дороги» отмечает 95-летие. В 1927 году вышел первый номер
А если быть до конца точными — не просто первый, а первый-второй, потому что он был сдвоенным. Тогда журнал выходил под названием «Местный транспорт». Для того времени, с учетом, что в нашей стране это был далеко не самый простой период в ее истории, он смотрелся довольно солидно — 32 страницы, тираж 3,5 тысячи экземпляров ежемесячно.
То, что журнал сразу заявил о себе, нет ничего удивительного или случайного. Именно в конце 20-х после тяжелой Империалистической и опустошительной Гражданской войн, после страшных лет голода, тотальной разрухи и эпидемий в только-только начавшем восстанавливаться первом государстве победившего пролетариата и трудового крестьянства развернулась новая беспощадная битва — с бездорожьем. На это сражение молодая советская республика мобилизовала около 100 тысяч специалистов и более миллиона рабочих. И уже к началу 30-х годов в стране сформировалась мощная дорожно-строительная отрасль, по-армейски дисциплинированная и готовая на трудовые подвиги. Для подвигов место нашлось — им стала вся необъятная Страна Советов! Дорожное строительство развивалось стремительно. Буквально на глазах рос и креп и наш журнал. В 1930 году, уже год выходя под названием «Дорожное хозяйство и автотранспорт», он увеличил тираж почти втрое — до десяти тысяч экземпляров. Да, мы всегда шагали в одном темпе с нашей страной!
Задачи, которые ставило руководство автодорожной отрасли своему флагманскому печатному органу, формировались так: содействие развитию безрельсового транспорта. О том, что под «безрельсом» подразумеваются именно автоперевозки по шоссейным магистралям, должно было свидетельствовать и имя журнала — с начала 30-х вплоть до 1937 года он снова меняет название — на «Дорога и автомобиль».
Впрочем, альянс двух ключевых для народного хозяйства страны, как сегодня бы сказали, системообразующих отраслей оказался недолгим. В 1937 году появилась новая структура — Главное управление шоссейных дорог НКВД СССР (ГУШОСДОР). В ведение нового управления перейдут все дороги общегосударственного значения, а журнал будет его главным печатным органом.
С 1938 года, после очередной реорганизации органов управления, издание стало выходить под названием «Строительство дорог». Изменилось не только название. С западных границ уже слышались канонады... В Европе начиналась новая большая война, и наша страна стремилась как можно скорее создать опорную дорожную сеть, способную обеспечить быстрое перемещение по всем направлениям полков, дивизий и армий. И журнал занял свое место в строю.
Главными темами становятся дорожное обеспечение боевых операций, а еще — создание на шоссе посадочных площадок для истребителей и бомбардировщиков. А когда война пришла и на нашу землю, журнал превратился в настоящий боевой дорожный устав для офицеров и рядовых бойцов военнодорожных частей РККА. Все его содержание было подчинено главному — в максимальной степени содействовать обеспечению эффективной работы по организации автодорожных коммуникаций как на фронте, так и в тылу. Журнал учил, как в кратчайшие сроки восстановить разрушенный мост, вести дорожные работы под огнем врага, что нужно знать специалистам для ускоренного возведения переправ, в чем особенности зимнего содержания фронтовых дорог.
Военно-дорожная тематика останется для журнала основной и в первые послевоенные годы. На его страницах будет анализироваться опыт военных дорожников, публиковаться материалы о его возможном применении уже в мирное время. Но постепенно основное место заняли материалы на далекие от войны темы: о техническом перевооружении дорожной отрасли, новых средствах механизации, облегчающих труд автодорожников, о проектировании магистралей...
В 1954 году издание получило новое имя, которое носит и по сей день, — «Автомобильные дороги». Журнал стал ключевым изданием созданного в том же году Министерства транспортного строительства. И его статьи были о новой мирной жизни. На страницах, как в зеркале времени, отразились освоение целины, разведка и разработка гигантских нефтяных, а затем и газовых месторождений Западной Сибири, строительство крупнейших ГЭС, заводовгигантов и тысяч километров современных, оснащенных по последнему слову дорожной техники и науки автотрасс. Это уже было не просто издание — журнал стал авторитетной площадкой для обсуждения задач и проблем дорожного строительства, и этот статус он сохраняет и в наши дни.
Коллектив «Автомобильных дорог» решал важнейшую отраслевую задачу: собирать воедино весь передовой опыт дорожников, доносить его до каждого, кто связал свою жизнь со строительством автотрасс. С ней журнал справился с честью, о чем свидетельствует одна из высших советских наград за добросовестный труд — орден «Знак Почета», врученный редакции в 1977 году. Об этом же говорил и завидный для отраслевого ежемесячного журнала тираж — более 25 тысяч экземпляров, что позволяло называть его одним из популярнейших отраслевых изданий.
Но время не стоит на месте, и в бурную эпоху перемен и перехода к рыночной экономике настала пора меняться и нашему журналу. В 1996 году вышел первый номер обновленных самой эпохой «Автомобильных дорог». Учредителями издания стали появившиеся всего годом ранее Федеральный дорожный департамент Минтранса России и тогда еще ЗАО «Издательство «Дороги».
95 лет назад, обращаясь к читателям, журналисты, вошедшие в состав первой редакции нашего журнала, объявили о своих главных целях и задачах: «Разработка вопросов техники и экономики, местного транспорта в части автомобильного и дорожного хозяйства. В отношении характера содержания и изложенных статей редакция считает, что статьи должны быть доступны широкому кругу читателей с разной степенью подготовки и развития». На протяжении всей своей почти вековой биографии журнал и люди, создававшие его, ни в одном своем номере не позволили себе ни на шаг отступить от раз и навсегда определенных нашими славными предшественниками приоритетов. Это обращение можно назвать девизом нашей работы и сейчас. Прошли десятилетия, но мы попрежнему, как и те, кто 95 лет назад держал в руках еще пахнувший типографской краской тот самый первый сдвоенный номер журнала, готовы добросовестно работать, сохраняя драгоценные традиции старейшего издания автодорожной отрасли.
Коллектив журнала «Автомобильные дороги»