За последние несколько лет отрасль дорожно-мостового строительства вышла на исторический пик возможностей. В эксплуатацию введены важнейшие инфраструктурные объекты: скоростные трассы М‑11 и М‑12, транспортные обходы ряда крупных городов в составе других федеральных дорог, а также тысячи километров, обновленных по нацпроекту.
Для реализации поставленных задач дорожники сформировали штат высококлассных специалистов, расширили парк современной техники, в том числе приобретаемой в лизинг, нарастили компетенции в части новых и уникальных технологий. Важно, что многие компании кратно повысили уровень технологического суверенитета, особенно в части использования отечественных материалов.
Сегодня определенные опасения вызывает перенос финансирования текущих проектов «вправо». Ключевые игроки рынка стоят перед новыми угрозами, такими как сокращение штата, содержание неэксплуатируемой спецтехники за свой счет и т. д. Новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» призван решить эту проблему. Но это лишь одна из мер.
На этом фоне особую остроту приобретают застарелые, нерешенные проблемы отрасли, и прежде всего в части ценообразования. Это разрыв между нормативно устанавливаемым размером оплаты труда рабочего I разряда и реальными рыночными зарплатами, что ведет к перекосу всей структуры ценообразования отрасли. Например, при установленном региональном среднемесячном размере оплаты труда рабочего I разряда 56 тыс. руб. зарплата рабочего IV разряда составляет около 75 тыс. руб., а рыночная стоимость труда давно превышает 100 тыс. руб. При использовании показателя заработной платы работника ниже рыночного на 30% сметная стоимость объекта недооценивается в среднем на 10–15%.
Прогнозный уровень цен в строительстве закладывается исходя из планируемой инфляции для экономики в целом, что приводит к занижению стоимости строительства. Необходим отдельный индекс-дефлятор для строительной отрасли, так как инфляция в строительстве самая высокая среди отраслей экономики, она превышает среднюю в 2–2,5 раза, что приводит к некорректному определению стоимости строительства объекта, недостоверному планированию объема бюджетных ассигнований за счет бюджетов разных уровней и занижению цены госконтрактов.
НАИК считает, что формирование нового нормативного каркаса системы ценообразования целесообразно проводить именно сейчас, при сократившихся объемах рынка, что позволит оптимизировать бюджетные расходы, поддержав предприятия отрасли.
Мария Ярмальчук, руководитель Национальной ассоциации инфраструктурных компаний