Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года определена основная цель развития транспортной системы России — «удовлетворение потребностей инновационного социально ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных по сравнению с лучшими мировыми аналогами».

Достижение этой цели связано с несколькими глобальными взаимосвязанными задачами:

повышение пространственной связанности и транспортной доступности территорий;

повышение мобильности населения и развитие внутреннего туризма;

увеличение объема и скорости транзита грузов и развитие мультимодальных логистических технологий;

цифровая и низкоуглеродная трансформация отрасли и ускоренное внедрение новых технологий.

Решение этих задач невозможно без широкого использования информационно-­телекоммуникационных технологий и энергичного проведения цифровизации всей транспортной отрасли.

В русском языке имеется несколько значений слова «дорога». Одно из них звучит как «образ действий, направление деятельности». События, происходящие в настоящее время, требуют понимать словосочетание «умная дорога» как комплекс мероприятий, позволяющих, опираясь на инновационные инфраструктурные и технологические решения, современное программное обеспечение, обеспечить решение задач, определенных Транспортной стратегией. Организация эффективной транспортной работы на огромной территории Российской Федерации требует развития всех видов транспорта для того, чтобы в конечном итоге достичь такого уровня интеграции, который обеспечит комплексное решение транспортных задач посредством использования возможностей разных транспортных компаний различного уровня.

Безусловно, без активного и массового внедрения инновационных решений в дорожное хозяйство, формирования интеллектуальной дорожной инфраструктуры невозможно обеспечить адаптивное управление дорожным движением, получать актуальную информацию о параметрах дорожного движения, изменении погодных условий, препятствиях на дороге, нарушениях правил дорожного движения. Но сбор и обработка подобной информации — это лишь вершина айсберга, необходимая для перехода на качественно иной уровень организации перевозок и мобильности населения России.

Благодаря повсеместному распространению смартфонов и связанных с ними цифровых технологий, начиная от геоинформационных услуг и заканчивая инновационными бизнес-­моделями, а также благодаря развитию модели совместного потребления концепция интеллектуальной мобильности, интегрируя различные виды транспорта и обеспечивая их взаимосвязанность, позволит изменить реалии путешествий и грузоперевозок, сделав их более выгодными и безопасными.

Возможности умной дороги должны позволять всем участникам дорожного движения пользоваться удобной и доступной схемой перевозок, позволяющей эффективно и экономно выполнять перевозки, опираясь при этом на преимущества интеллектуальных транспортных систем для создания более безопасной и устойчивой мобильности.

Михаил Белов, начальник управления проектов интеллектуальных транспортных систем РОСДОРНИИ

 

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.