Дмитрий Саркеев, генеральный директор ООО «Центрдорпроектирование»
Трудно переоценить понятие геометрии при проектировании автодорог. Здесь и решения по планово- высотному положе-нию осевой линии, и координаты полосы отвода всего сооружения, отгоны виражей в поперечном профиле и многое другое. Без внимания к геометрии не обходится практически ни одно проектное решение. При этом основа геометрии дороги — геодезические изыскания. На стадии изысканий создается геодезическая разбивочная основа, и от ее качества зависит полноценность расчета объема будущих строительных работ, зависит полноценная реализация проектных решений, в том числе с помощью систем автоматического управления дорожно-строительной техникой. Обработка измерений, сделанных в поле, производится в специальном программном обеспечении. Здесь важно увидеть все качественные характеристики измерений и принять решение о необходимости дополнительных измерений либо о достаточности уже сделанных. Благодаря выпускаемым ведомостям с программного обеспечения, можно оценить качество измерений.
На стадии проектирования геометрия планируется при создании плана трассы. Здесь важно руководствоваться наиболее прогрессивными решениями, такими как подходы к малым радиусам поворота кривыми переменной скорости. Кривые пере-менной скорости позволяют повысить уровень безопасности для водителей и пассажиров, так как обладают более плавным увеличением кривизны и коэффициента поперечной силы при повороте по сравнению со стандартными клотоидами. Повороты для участников дорожного движения становятся более комфортными и безопасными. Дорога становится для водителей понятной и предсказуемой. При этом время проектирования увеличивается незначительно, что не сказывается на общем сроке выполнения проектных работ.
Конечно, на геометрии все не заканчивается. Качество наших дорог зависит и от других видов изысканий и конкретных проектных решений. Век живи — век учись, как у нас в народе говорят.