В среднем в России зимой из десяти ДТП шесть могли бы не случиться. Люди могли не покалечиться и не погибнуть, а спокойно доехать до своей цели. Ежегодно около 80 тысяч пешеходов (по численности это небольшой город в России) могли бы не оказаться на больничной койке с переломами, а вернуться домой здоровыми, если бы не гололед или снежная колея. По статистике, наличие снега и льда в четыре раза повышает риск возникновения аварий на дорогах. Доля ДТП зимой в российских городах из-за наличия зимней скользкости порой достигает 80%. Снег на дороге снижает скорость движения транспортного потока в среднем на 20 км/ч.
Нарушается привычный уклад жизни, появляются пробки, растут финансовые потери из-за задержек грузов в пути. Московский автодорожный институт (МАДИ) подсчитал, что социально-экономический ущерб от пробок ежегодно только в Москве составляет порядка 40 млрд руб.
Согласно отчету Министерства транспорта Российской Федерации, потери государства от заторов на дорогах в год оцениваются в $172 млрд, что составляет около 9% ВВП. На выплаты больничных, стационарное лечение и выезд скорой помощи к пешеходам, пострадавшим на скользкой улице, один город в России тратит в среднем около 82 млн руб. за одну зиму. В совокупности по стране эти расходы легко превращаются в миллиард руб. Каждый пятый упавший становится инвалидом.
Если учесть колоссальный вред, который зима наносит людям, экономике и инфраструктуре, растущее количество людей и машин, а также изменение климата, приводящее к экстремальным погодным условиям (залповым снегопадам, ледяным дождям), то содержание дорог и улиц в безопасном состоянии недостижимо без подготовки квалифицированных специалистов, без внедрения современных методов, технологий, техники и противогололедных материалов. В современном мире, где трафик с интенсивностью в 50–60 тысяч автомобилей в сутки – норма, а по улицам перемещаются сотни тысяч человек каждый день, невозможно обеспечить безопасность методами, которые не менялись больше полувека.
Мировая практика зимней уборки – это метеопрогнозирование и моделирование состояния проезжей части на несколько часов вперед, это борьба с гололедом до его появления, а не после, это машины с автоматизированными дозаторами реагентов и пневмоприводами, регулирующимисилу давления плуга. Это инструментальное измерение коэффициента сцепления колеса с дорогой и сигнализирование, на каком участке скользко, а также высококвалифицированный труд с хорошей оплатой. В России такой современный подход носит точечный характер. И там, где он внедряется, число ДТП зимой снижается в среднем на 25%, травматизм пешеходов – в 2–3 раза, при этом стоимость содержания дороги уменьшается, что позволяет на высвободившиеся средства приобрести новую технику, повысить зарплаты сотрудникам и модернизировать дорожную базу.
Для того чтобы в полной мере обеспечить должный уровень зимнего содержания дорог и существенно сократить смертность и травматизм, нужно внедрять данный подход повсеместно. Для этого требуется пересмотреть нормативную базу, переструктурировать тарифы на уборку и подход к их формированию, создать программы господдержки для закупки современной уборочной техники. Меры, которые вполне понятны, выполнимы и выгодны для страны как с точки зрения сохранения жизни и благополучия ее граждан, так и с точки зрения развития экономики и сокращения потерь, которых могло не быть.
Анна Климентова,
руководитель аппарата Национальной ассоциации
зимнего содержания дорог