Тенденция к строительству новых скоростных платных магистралей с повышенными транспортно-эксплуатационными характеристиками ставит множество важнейших задач перед инженерами-дорожниками.
И если строители, возводившие высочайшими темпами ЦКАД и возводящие сейчас рекордными темпами М-12, в целом справились с задачей и получили бесценный опыт, то дальнейшее содержание данных автомобильных дорог ставит достаточно много вопросов.
Зимний период в России и для водителей, и для дорожников является наиболее сложным временем года. Качество зимнего содержания как автомобильных дорог, так и улиц населенных пунктов непосредственно влияет на безопасность движения, сцепление колеса автомобиля с дорожным покрытием, пропускную способность, наличие и количество дорожно-транспортных происшествий. Безусловно, на платных автомагистралях требования к озвученным параметрам должны быть повышены, чтобы независимо от времени года автолюбитель мог попасть в точку назначения с максимальными комфортом и безопасностью за минимальное время.
Сергей Дмитриев,доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог», к. т. н., ФГБОУ ВО «МАДИ».
Валерия Левочкина, магистрант первого года обучения, ФГБОУ ВО «МАДИ», группа 1мСД1.
Но не стоит забывать и о таком понятии, как эстетика автомобильной дороги. К тому же, если во время длительных путешествий водитель переключает на что-то внимание, например на окружающий ландшафт, малые или большие архитектурные формы, это может снизить риск засыпания за рулем. Например, заказчики, проектировщики и строители гордятся качеством и стилем вантового моста на М-12 через реку Оку близ города Муром, который, безусловно, приковывает к себе взгляды. И что же будет с внешним видом и инженерных сооружений, и самой дороги, если они будут после зимнего периода загрязнены песком, оставшимся от применения песко-соляных смесей, как на большинстве дорог общего пользования? Ведь повышенные требования к платным дорогам ставят задачи более высокого уровня – в том числе к визуальному восприятию автотрассы водителем. Возможно, заказчику потребуется решить неоднозначную задачу по использованию чистых хлоридов для зимнего содержания платных автомобильных дорог, и такую задачу нельзя назвать технико-экономической, скорее она будет экономико-эстетическая, потому что при повышении расходов на зимнее содержание основным плюсом будет улучшенный внешний вид дороги. Подобные проблемы нельзя решить в рамках действующей системы нормативной документации, необходим более обширный анализ возможного ужесточения стандартов зимнего содержания на дорогах с повышенными эксплуатационными требованиями.
Но если затрагивать вопросы стандартизации, то совсем недавно были разработаны и в настоящее время разрабатываются новые документы, регламентирующие правила и требования к уровню и качеству зимнего содержания. Недавно принятый ГОСТ Р 59434-2021 является наиболее содержательным в отношении требований, предъявляемых к дорогам общего пользования. Этот документ способствует оптимизации взаимоотношений между подрядчиком и заказчиком, определяя уровень качества содержания, используемый при приемке работ, путем оценки их соответствия. Можно сказать, что он конкретизирует межгосударственный стандарт ГОСТ 33181-2014, в котором, например, не приводятся сроки устранения дефектов содержания.
Помимо стандартов, где указаны требования к уровню зимнего содержания, существует ГОСТ Р 59201-2021, в котором четко прописаны требования к наличию автоматизированных систем метеорологического обеспечения (АСМО). На основе полученных данных с метеорологических станций производится оценка и прогнозирование состояний дорожного покрытия, что способствует предупреждению образования зимней скользкости и принятию оптимальных технологических решений. То есть при включении данного документа в контракт на выполнение работ подрядчик должен быть готов к работе с современными системами метеорологического обеспечения. В момент написания этого текста еще один стандарт, имеющий отношение к зимнему содержанию, – ГОСТ Р «Интеллектуальные транспортные системы. Подсистема метеомониторинга. Дорожные метеостанции. Общие требования» находится на этапе открытого обсуждения.
Однако в ряде случаев производители работ нарушают принятые стандарты. «Дерево проблем» на предыдущей странице, отражающее, почему происходит несвоевременное устранение снежно-ледяных отложений и дефектов зимнего содержания на автомобильных дорогах.
На первый взгляд «дерево проблем» может видеться как выявление всего плохого с целью борьбы за все хорошее, однако можно привести конкретную проблему, которая, несмотря на кажущуюся простоту и возможность быстрого решения, является довольно актуальной. Это проблема экономического планирования – выделение средств со стороны заказчика до начала зимнего сезона авансом, перед выполнением работ. Подобная практика может приводить либо к экономии подрядчика буквально на всем, либо к завышению стоимости проведенных работ, чтобы на следующий год выделялась большая сумма для создания резерва на непредвиденные расходы. Однако непредвиденных расходов в следующем году может и не быть. Все зависит от фактического потребного объема выполнения работ по зимнему содержанию, а следовательно, сумм, затраченных на материалы, эксплуатацию машин, зарплату работников и т.д. Это связано с климатическими аномалиями, возникающими в зимний период, и отсутствием каких-то усредненных климатических условий. Зимы могут быть как мягкими, так и суровыми, сильно разнится и количество осадков. Поэтому более логичным представляется финансирование по принципу оплаты фактически выполненных подтвержденных объемов. Также подобная первоначальная постановка проблематики в «дереве» удобна тем, что может быть применена как для платных, так и для бесплатных дорог, а также дорог и улиц населенных пунктов для повышения эффективности технологических операций зимнего содержания.
Сергей Дмитриев,доцент кафедры «Строительство и эксплуатация дорог», к. т. н., ФГБОУ ВО «МАДИ».
Валерия Левочкина, магистрант первого года обучения, ФГБОУ ВО «МАДИ», группа 1мСД1.