О динамичном развитии дорожно-строительной отрасли в России рассказал Юрий Лазарев, директор высшей школы Промышленно-гражданского и дорожного строительства Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, доктор технических наук, профессор. В 2022–2023 годах проведено большое количество мероприятий по импортозамещению. Сегодня наметилась тенденция по замене отечественными поставщиками части ушедших брендов, поскольку необходимо не допустить в отрасли дефицита ни в какой области поставок. Отрадно, что принят перспективный план дорожной деятельности. Тем самым в ближайшие годы отечественной промышленности будет обеспечен гарантированный спрос на технику и строительные материалы.
Благодаря этому появится возможность инвестировать в новые производства, расширять и модернизировать линейку выпускаемой продукции, создавать новые рабочие места.
Предполагается, что долгосрочное планирование позволит дорожно-строительным организациям осуществлять серьезные вложения в технологическое развитие. Сфера проектирования и строительства автомобильных дорог и мостов остается довольно плотно загруженной федеральными и локальными проектами даже в сложных условиях. Знания и опыт технологий очень важны.
Актуальна цифровизация бизнес-процессов – автоматизация технологических процессов, разработка цифровых двойников и предиктивных цифровых моделей управления жизненным циклом инфраструктурных объектов, внедрение алгоритмов искусственного интеллекта в исследования и разработку инновационных рецептур и материалов, масштабирование применения искусственного интеллекта для анализа состояния дорожного покрытия.
Широко применяются технологии, связанные с устройством слоев дорожной одежды из асфальтобетона по новым ГОСТ Р, технологии устройства слоев дорожной одежды из холодных органоминеральных смесей с использованием вторичного асфальтобетона, применение композитных материалов в мостовых конструкциях. Приоритетом является сокращение сроков работ, повышение качества работ, увеличение межремонтных сроков, обеспечение рационального применения ресурсов и повышение производительности труда.
Сложившиеся условия предполагают необходимость активного внедрения инновационных технологий в практику. В основном речь идет о применении новых материалов: дренирующего асфальтобетона, пористо-мастичных и цветных асфальтобетонных смесей, модифицированных битумов, полимерно-битумных вяжущих, геосинтетиков, полимерных композитов. Активное дорожное строительство способствует дальнейшим исследованиям и разработкам в области проектирования дорог, в управлении строительством и производстве стройматериалов.
Необходимо продолжить работу по совершенствованию нормативной базы. Уже принят ряд документов, регламентирующих этот процесс и стимулирующих организации к инновационному развитию. Приоритетными являются направления по безопасности дорожного движения, по дорожным материалам и изделиям, по технологии дорожной деятельности, экологии и ресурсосбережению, цифровизации дорожной деятельности. Средства, заложенные в план дорожной деятельности на пять лет, велики, и предполагается, что программа станет одной из антикризисных мер в условиях внешнего давления. Постановка задач инфраструктурного развития на длительную перспективу имеет целый ряд преимуществ. Подрядные организации смогут получить долгосрочные заказы, это позволит им более четко планировать свою деятельность и снизить стоимость работ.
Говоря о перспективах технологического развития отечественной дорожной отрасли, отмечу, что в настоящее время мы будем наблюдать переход от эры компьютеризации и автоматизации к эре искусственного интеллекта, больший данных и виртуальной реальности. В этой связи потребуется формирование и согласование со всеми участниками инновационной деятельности Росавтодора перечня предложений по цифровизации процессов инновационной деятельности. Речь идет о создании информационной системы, состоящей из взаимосвязанных элементов, где будут данные об объекте капитального строительства на каждой стадии его жизненного цикла.
В строительстве автомобильных дорог все интенсивнее будут применяться технологии стабилизации грунтов, укрепления слоев и механической стабилизации с использованием геосинтетических материалов. В капремонте будут использоваться регенерация и так называемый холодный ресайклинг – это усиливает несущую способность и снижает затраты, потому что материалы можно использовать повторно.
При содержании дорог увеличится использование тонких слоев износа, что сохранит характеристики покрытия и будет оберегать его от раннего износа. Планируется шире использовать метод объемно-функционального проектирования. А применение полимерных композитов позволит заметно увеличить коррозийную стойкость и снизить вес дорожных сооружений – ведь они легче стальных аналогов примерно в пять раз.
Эти тенденции означают, что в ближайшее время в связи с переходом на образовательные стандарты высшего образования нового поколения необходимо подготовить предложения по взаимодействию с отраслевыми учебными заведениями в части наполнения программ обучения информацией о современных технологиях, технике и материалах для студентов дорожно-строительных специальностей. Долгосрочное планирование и необходимость создания новых материалов и технологий выявляют потребность в квалифицированных специалистах. В числе приоритетных задач – обеспечение качественной подготовки будущих дорожников в профильных образовательных учреждениях.
Но главное – дорожное строительство продолжит получать поддержку в виде масштабных государственных, общероссийских и региональных проектов. Этот фактор будет ключевым положительным драйвером, который не позволит рынку дорожного строительства упасть до кризисных показателей.