Наталья Стржалковская, руководитель департамента по техническому маркетингу АО «ЦЕМРОС», председатель комитета по защитным мерам в цементной промышленности Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ», считает развитую и качественную транспортную инфраструктуру основой для сбалансированного развития страны, повышения качества жизни и мобильности граждан, удовлетворения растущих потребностей населения и бизнеса.
Сегодня уже не надо никого убеждать в том, что затраты на строительство цементобетонных и асфальтобетонных дорог практически соразмерны при очевидных эксплуатационных преимуществах цементобетонных дорог, среди которых, в первую очередь, можно назвать износостойкость и долговечность покрытия, срок службы между капитальными ремонтами, многократно превышающий аналогичный показатель асфальтобетона, повышенный коэффициент сцепления колес автомобиля с покрытием, существенно повышающий уровень безопасности движения на таких дорогах, высокая отражающая способность. Эти и другие достоинства цементобетонных покрытий уже давно ни для кого не являются тайной. Почему же, несмотря на это, внедрение цементных материалов в дорожной отрасли происходит так медленно? Прежде всего потому, что пока еще отсутствует единый подход к проектированию федеральных и региональных трасс, аналогичный тому, что практикуется в странах, являющихся лидерами в дорожном строительстве. Новые автострады первой и второй категорий в Европе и во многих странах Азии сейчас строят исключительно с цементобетонным покрытием. Внедрение такого принципа дало бы нашей дорожной отрасли мощный толчок не только к развитию технологий дорожного строительства, но и к организации собственного российского производства нового высокотехнологичного дорожно-строительного оборудования. Появятся новые производства, а с ними и новые рабочие места. Будет задан импульс развитию отраслевой науки, у которой появятся новые масштабные задачи. Буквально в последние годы в России был введен в эксплуатацию целый ряд современных аэропортов, вошедших в число крупнейших в мире, цементобетонные покрытия которых были выполнены на высочайшем уровне качества. Позитивный опыт использования качественного цементобетона, способного выдержать существенные нагрузки, может являться примером при принятии решения о масштабном строительстве цементобетонных трасс.
В дискуссиях о готовности России к масштабному строительству цементобетонных дорожных покрытий зачастую высказываются сомнения в возможности обеспечения цементной индустрией качественной продукцией для инфраструктурного строительства, включая специальные цементы для дорожного строительства и комплексные минеральные вяжущие для укрепления грунтов, потенциальный спрос которых составляет примерно 5–6% от общего объема потребления цемента в стране или примерно 3–3,5 млн тонн в год. Если говорить и о странах-партнерах по Таможенному союзу, то потенциальный спрос на дорожные цементы увеличится примерно на 1 млн тонн в год с ежегодным ростом на 1%.
Отмечу, что требования к цементу, применяемому в дорожном строительстве, гораздо более жесткие, чем к общестроительным цементам. Так, например, применяется строгое нормирование минералогии клинкера, введены ограничения по химическим и физико-механическим требованиям, включая водоотделение, которое ни к каким другим типам цементов не предъявляют. Все эти ограничения необходимы для обеспечения высокого качества дорожного полотна и его стойкости на протяжении длительного срока эксплуатации.
Цементная индустрия не раз заявляла о своей готовности полностью удовлетворить растущий спрос на специальные цементы. Важно только обеспечить постоянство и планомерность спроса во всех регионах страны.
Правительство РФ одобрило Транспортную стратегию Российской Федерации до 2030 года, согласно которой к моменту ее реализации мы должны выйти на показатель порядка 50% цементобетонных дорог от общей протяженности сети. Это означает, что уже сейчас дорожные строители должны резко увеличить объемы цементобетона в своей работе. При этом сегодня, в 2023 году, фактическая реализация Стратегии составляет лишь порядка 2% от общей протяженности федеральных автотрасс.
В числе завершенных проектов строительства дорог с цементобетонным покрытием упоминается 80 км Северного обхода Новосибирска, 14 км на трассе Чита – Забайкальск, 20 км автотрассы М-4 «Дон», 8 км трассы А-370 «Уссури», 10 км трассы М-6 «Каспий» в Волгоградской области и другие немногочисленные примеры попыток реализовать планы государства.
Основные возможности, которые дает дорожникам применение цементобетона, связаны с долговечностью покрытий. Их прочностные характеристики не зависят ни от температуры, ни от влажности воздуха, ни от интенсивности движения транспортных средств. Они хорошо выдерживают агрессивные воздействия окружающей среды, температурные перепады, не допускают образования колеи. Поэтому и долговечность таких трасс намного выше, чем с асфальтовым покрытием, а срок ремонта цементобетонного покрытия, построенного с соблюдением всех технологий, наступает через 30-50 и более лет с момента начала его эксплуатации. Это позволяет сосредоточиться на масштабном строительстве новых дорог, не отвлекаясь на текущие, срочные, сезонные и прочие ремонты, неизбежные при эксплуатации асфальтовых дорог. Таким образом, цементобетонные дороги – это основной инструмент развития транспортно-логистической сети страны и роста эффективности отечественной экономики.
Наталья Стржалковская, руководитель департамента по техническому маркетингу АО «ЦЕМРОС», председатель комитета по защитным мерам в цементной промышленности Союза производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ».