состояние и перспективы развития
Передовые технические и технологические решения в области компьютерной техники, средств автоматизации, программирования, информационно-телекоммуникационных средств и систем с каждым годом находят всё большее практическое применение в транспортно-дорожном комплексе страны.
Вошедшее в обиход понятие «интеллектуальные транспортные системы» (ИТС) представляет собой систему управления, интегрирующую современные информационные и телематические технологии и предназначенную для автоматизированного поиска и принятия к реализации максимально эффективных сценариев управления транспортно-дорожным комплексом региона, конкретным транспортным средством или группой транспортных средств с целью обеспечения заданной мобильности населения, максимизации показателей использования дорожной сети, повышения безопасности и эффективности транспортного процесса, комфортности для водителей и пользователей транспорта [ГОСТ Р 56829].
Суть ИТС заключается в ее умении на сложном сетевом уровне в автоматическом режиме управлять транспортными процессами без участия человека, обеспечивая эффективность и безопасность этих процессов. В рамках реализации федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» более чем в сорока субъектах Российской Федерации выполняются работы по внедрению и практическому применению отдельных компонентов и подсистем ИТС на федеральных автомобильных дорогах и на дорогах городских агломераций. В их числе: автоматизация светофорного регулирования, включая внедрение адаптивного регулирования; мониторинг состояния дорог; метеомониторинг; весогабаритный контроль транспортных средств; контроль соблюдения ПДД; мониторинг параметров транспортных потоков; информационное обеспечение участников дорожного движения и пр.
Некоторые регионы и города приступили к разработке так называемых «цифровых двойников» транспортных систем – пространственной модели данных об объектах и услугах транспорта (часто на основе технических паспортов дорог, технических средств ОДД и пр.), которые позволят в будущем проверять целесообразность применения тех или иных мероприятий без дорогостоящих экспериментов на реальных объектах.
На реализацию проектов по развитию ИТС только из федерального бюджета в 2022 году было выделено более 7 млрд рублей, на 2023 год запланировано выделение более 5 млрд рублей.
Говоря об ИТС, в России это понятие пока имеет больше маркетинговый характер, поскольку такие системы должны быть обеспечены развитой сетью путей сообщения для возможности перераспределения транспортных и/или немоторизованных потоков при приемлемом уровне загрузки объектов инфраструктуры, обладать отработанными методами и средствами анализа и прогнозирования дорожных ситуаций, в том числе в оперативном режиме (что требует серьезной технологической подготовки и немалых вычислительных мощностей), иметь разветвленную сеть программно-аппаратных средств мониторинга состояния элементов системы, содержать единые стандарты взаимодействия и протоколы обмена данными и др.
Вместе с тем внедрение новых информационных систем, средств автоматизации в транспортно-дорожном комплексе является необходимой основой для формирования полноценных ИТС в нашей стране в будущем. Важную координирующую и регулирующую роль в этой связи приобретает деятельность Минтранса России в лице его профильных департаментов при участии ведущих научно-исследовательских, проектных и образовательных организаций – не только при реализации положений Транспортной стратегии Российской Федерациина период до 2030 года, но и в контексте создания единой автоматизированной системы мониторинга транспортной системы страны в разрезе ее региональных, агломерационных, городских и иных составляющих.
Это позволит повысить скорость, обоснованность и эффективность принятия своевременных управленческих решений в рассматриваемой сфере. В целях обеспечения единства информационного взаимодействия на всех уровнях управления и возможности корректного применения инструментов прогнозирования в качестве средства поддержки принятия управленческих решений необходима разработка унифицированной номенклатуры показателей на нормативной основе, нормирование значений показателей по различным классификационным признакам, поэтапное устранение нерешенных в прежние годы организационно-методических проблем сбора и статистического учета значений показателей.
В числе последних можно выделить необходимость введения системы учета всех видов ДТП, формирование архитектуры объективного учета объемов перевозок и транспортной работы грузового и пассажирского транспорта, идентификации мест размещения и объемов грузооборота на объектах инфраструктуры по видам грузов и др. Актуальной остается задача импортозамещения в отрасли по многим аспектам, связанным с ИТС.
Таким образом, современный этап развития ИТС в транспортно-дорожном комплексе России показывает положительную динамику, но предстоит еще многое сделать, чтобы такие системы стали полноценным повседневным инструментом эффективного управления при осуществлении транспортной и дорожной деятельности.
Дмитрий Енин,
к.т.н., директор ООО «Институт прикладных транспортных исследований»,
доцент МАДИ