создается в России
Основой работ по строительству, эксплуатации и содержанию аэродромов сегодня является комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 года. В рамках ее реализации подавляющее большинство крупных аэропортов уже прошли комплексную реконструкцию и сегодня ничем не уступают лучшим аналогичным объектам в любой развитой стране мира. В выполнении данной программы обычно принимают участие три стороны. Первая, государство, выполняет работы по реконструкции и модернизации собственно аэродромной инфраструктуры и системы управления движением воздушных судов. Бизнес-структуры инвестируют в аэропортовый комплекс, то есть – в обслуживание пассажиров. А регионы занимаются организацией транспортного сообщения аэропортов с населенными пунктами, строя дороги и подводя к аэропортам железнодорожные ветки, а также создавая комплексы энергоснабжения и коммунального хозяйства для обеспечения потребности в них аэропортов. Это, в частности, постройка подстанций, проведение водопровода, канализации, других коммуникаций. Такой подход уже дает хорошие результаты, благодаря ему создан целый ряд современных аэродромно-аэропортовых комплексов, способных предоставлять пассажирам услуги на мировом уровне качества.
Особый подход демонстрируется в отношении аэропортов, расположенных в удаленных регионах Севера и Дальнего Востока. Здесь ключевая роль принадлежит государству, которое выполняет весь комплекс работ по развитию и модернизации аэродромно-аэропортовых объектов. Они могут существовать только за счет целевого федерального финансирования, при этом они обладают высокой степенью социальной значимости. Ведь в отдаленных районах нашей страны нередко транспортная связь может быть обеспечена только авиацией. Поэтому содержание аэродромно-аэропортовой сети целого ряда регионов Севера, Дальнего Востока и Сибири обеспечивается за счет федерального бюджета через специально созданные для решения данных задач федеральные казенные предприятия.
Есть еще один очень интересный пример развития воздушного сообщения – Сахалинская область. Она имеет профицитный бюджет и содержит всю свою аэродромно-аэропортовую сеть на собственные средства. Также показали свою состоятельность концессионные соглашения, заключаемые, как правило, на срок до 50 лет. Примером эффективности такого подхода является аэропорт Пулково, куда пришел пул инвесторов, как российских, так и зарубежных, на чьи средства была проведена его глубокая модернизация, и теперь он является одним из самых современных объектов гражданской авиации не только в России, но и во всей Европе. При этом инвесторы не только за свой счет обслуживают этот воздушный узел, включая и его аэродромную часть, но еще и платят региону, городу Санкт-Петербург, концессионные сборы. Такая практика сегодня применена и в Шереметьевском авиаузле, и в ряде других наших крупных аэропортов.
К ключевым тенденциям развития аэродромного сегмента я бы отнес постоянное повышение уровня качества выполняемых работ по реконструкции и модернизации аэродромно-аэропортовых объектов и их технологической оснащенности. Еще один очень приятный аспект – разнообразие проектов, уход от копирования одного типа аэропорта по всей стране. Также очевидной тенденцией является постоянное развитие технологий строительства, содержания и эксплуатации непосредственно аэродромной инфраструктуры – взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек и перронов. Применяются качественные материалы, такие как цементобетоны с высокими эксплуатационными параметрами, полимерные швы, специальные асфальтно-битумные смеси. Используется современное световое и аэронавигационное оборудование, обеспечивающее высокий уровень безопасности взлетно-посадочных операций. Важным элементом развития наших аэропортов стала их цифровизация – например, в Шереметьево благодаря широкому внедрению систем ГЛОНАСС диспетчеры точно знают не только месторасположение самолетов и технических средств, но и всех сотрудников авиаузла, а также и то, чем они заняты, в режиме реального времени. Примечательно, что эти системы в Шереметьево были разработаны самостоятельно профильными структурными подразделениями авиапредприятия, при этом качество их разработки и их возможности оказались высочайшего уровня. И теперь Шереметьево уже само предлагает данные свои технологии другим аэропортам.
Самое главное, что сейчас следует сделать в сфере дальнейшего развития нашей аэродромно-аэропортовой системы, – это не останавливаться на достигнутом. Нужно продолжать работу по импортозамещению и локализации производства аэропортового и аэродромного оборудования – от информационных табло и камер досмотра до датчиков контроля за периметром, систем управления движением воздушных судов, освещения, связи и навигации, энергетического обеспечения. Мы уже достигли независимости по ключевым видам такого оборудования, например, по системам аэронавигации, радиолокации, управления полетами, обеспечения безопасности. И эта работа должна быть продолжена, потому что гражданская авиация – отрасль стратегическая и обеспечение технологического суверенитета такой ее важнейшей части, как аэродромно-аэропортовое хозяйство, имеет прямое отношение не только к качеству работы воздушного транспорта, но и к обеспечению государственной безопасности в целом.
Роман Гусаров,
авиационный эксперт,
основатель информационно-аналитического портала
Avia.ru