нужно до его появления, а не после
Основные тенденции последних лет в зимнем содержании дорог – оснащение проезжей части метеостанциями для прогнозирования ее состояния и предотвращения наледи, автоматизирование мостовых сооружений системами распределения реагентов, отказ от песко-соляных смесей в пользу современных антигололедных средств. Это повлекло за собой смену методов уборки: вместо устранения появившейся наледи и наката пришла стратегия предотвращения образования зимней скользкости.
За последние годы в России начался масштабный переход на современные технологии зимней уборки. В первую очередь Министерство транспорта отказалось от посыпки песком федеральных трасс I и II категорий. Эту тенденцию подхватили и города, стремящиеся перенимать передовой подход в содержании дорог. Сегодня большинство городов–миллионников частично или полностью перешли на современный метод уборки с помощью специальных противогололедных средств, в том числе таких передовых, как – многокомпонентные реагенты, состоящие из нескольких видов солей с ингибиторами коррозии для снижения воздействия материалов на городскую инфраструктуру и окружающую среду. Активно внедряется в России применение двухфазных реагентов. Также идет процесс дифференциации видов реагентов, когда при одной температуре применяют жидкие, при другой – твердые и двухфазные материалы. Это позволяет снизить негативное влияние на экологию и эффективнее расходовать бюджетные средства.
На качество зимнего содержания дорог влияет и количество спецтехники. Господдержка на ее закупку, например в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», позволила бы в значительной степени улучшить ситуацию по обеспечению безопасности на дорогах, особенно в зимний период.
Для повсеместного внедрения передовых методов зимнего содержания дорог нужно также изменить подход к формированию тарифов на зимнее содержание дорог. Они зачастую в несколько раз ниже фактических затрат. Нужно производить расчет стоимости содержания 1 кв. метра с учетом всесезонных последствий, проводить конкурсы на услуги с четкими требованиями по минимальному количеству техники, людей, компетенций в рамках долгосрочных контрактов и перспективой на ближайшие несколько лет. Также в условиях российского климата с частыми погодными «качелями» важно, чтобы дорожные покрытия действовали в достаточно большом диапазоне низких температур. При этом необходимо обеспечить сохранность стойкости дорожного полотна.
Защиту дорог зимой следует начинать летом. В настоящий момент существует ряд инновационныхпокрытий, позволяющих выдерживать сильные морозы и транспортную нагрузку. Поэтому подбирать рецептуры асфальта следует с учетом климата. Правильно организованные обочины и ливневые колодцы также значительно влияют на продолжительность жизни полотна. Сократить растрескивание асфальта можно с помощью обработки специальными гидрофобизирующими составами, обеспечивающими герметизацию асфальта и препятствующими проникновению воды. В зимний период это позволит удерживать противогололедные материалы на поверхности покрытия и предотвратить образование опасных проявлений зимней скользкости. Сократить количество циклов замерзания и оттаивания, снизив тем самым негативное влияние воды на дорогу, можно с помощью современных противогололедных средств с плавящей способностью в широком температурном диапазоне.
Сегодня страна идет по пути активной цифровизации, и дорожники не остаются в стороне. На дорогах в России появились машины с автоматизированными дозаторами реагентов и пневмоприводами, регулирующими силу давления плуга, инструментальным измерением коэффициента сцепления колеса с дорогой в зимний период и обозначением скользких участков. Внедрение автоматизированных систем метеопрогнозирования, мониторинг дорожной ситуации и моделирование состояния проезжей части на несколько часов вперед, борьба с гололедом до его появления, а не после, рост технической оснащенности дорожных организаций, переход на долгосрочные контракты по содержанию автодорог, планомерный рост финансирования дорожной отрасли – эти меры в комплексе должны привести к росту качества зимнего содержания и сокращению аварийности.
Анна Климентова,
руководитель аппарата Национальной ассоциации зимнего содержания дорог