российского мостостроения – реализация проектов в сжатые сроки
Современное российское мостостроение как отрасль сегодня находится в очень хорошем состоянии. Если оценивать нашу отрасль, то она входит в пятерку наиболее конкурентоспособных направлений отечественной промышленности, а также в пятерку сильнейших отраслей в мире по наличию ресурсов, техники, компетенций и степени подготовленности персонала. Также в этот перечень преимуществ можно добавить наши проектные институты, их опыт и знания.
За счет этих факторов отечественное мостостроение в состоянии осуществлять концентрацию своих сил и средств для выполнения поставленных перед ним задач в самые сжатые сроки. Опыт Крымского моста, а теперь и М–12 показывает, что возможности интенсивного строительства у нас имеются и мы выполняем поставленные перед нами государственные задачи. При этом государство каждый раз ставит новые задачи, к условиям которых нужно приспосабливаться. Определенное влияние начали оказывать и санкции. Внешние условия, а также государственная политика в области транспортного строительства сильнейшим образом сказывается на нашей отрасли, что потребует проявления новых способностей к своей трансформации.
К наиболее ярко выраженным тенденциям, характерным для российского мостостроения, можно отнести резкое сокращение сроков реализации объектов – от проектирования до возведения. Эта тенденция очень сильно влияет на проектные решения и вообще на эволюцию всей отрасли. Вторая тенденция отчасти происходит из первой – соединение проектно–изыскательских и строительно–монтажных работ в рамках одного контракта под подрядчиком. Если ранее, когда эти работы были разведены, проектировщик был свободен в выборе конструктивных решений, то сегодня над ним довлеет подрядная организация, которая выиграла конкурс. Это все приводит к тому, что уже на стадиипроекта объект оказывается полностью под контролем подрядчика. С одной стороны, данная ситуация ощутимо ускоряет реализацию объекта строительства, но с другой – сдерживает проектные институты в их развитии, потому что за короткий срок запроектировать что–то принципиально новое очень сложно.
Говоря о перспективах мостостроения, нужно исходить из уже названных тенденций. Если они сохранятся, то это заставит госструктуры и проектные институты работать по форме типового проектирования, осуществляя привязку уже готовых решений. Второе, чего можно ожидать, – что произойдут определенные шаги в части импортозамещения. В качестве примера работы по импортозамещению можно сказать о том, что, когда из страны ушли компании, занимавшиеся, в частности, производством ремонтных смесей и антикоррозионных покрытий, началась работа по обеспечению планомерного развития отечественных предприятий, выпускающих аналогичную продукцию. Также мы ожидаем развития такого направления, как коррозионностойкие стали. Сейчас у нас в номенклатуре только одна такая сталь, выпущенная специально для мостов, – 14 ХГНДЦ. Мы ожидаем развития не только этой марки стали, но и появления других марок, в том числе и с повышенным классом прочности. Считаю, что эти два момента будут превалировать.
Также из–за высоких колебаний цен на сталь будет наблюдаться рост применения неклассических материалов, прежде всего композитов, алюминия, дерева, чтобы нивелировать будущие возможные скачки цен. И второе – мы увидим увеличение количества проектируемых и строящихся железобетонных мостовых конструкций. Это также является последствием нестабильности рынка стали.
Николай Илюшин,
технический директор ООО «Мастерская Мостов»