технологического развития дорожного строительства
Цифровая трансформация автодорожной отрасли в нашей стране уже началась и активно ведется, в том числе в рамках стратегии преобразования всего транспортно-логистического сектора экономики страны до 2030 года, утвержденной премьер-министром Российской Федерации Михаилом Мишустиным, а также в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства». Одним из наиболее значимых направлений этого процесса можно назвать мероприятия по внедрению интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в городских агломерациях с населением свыше 300 тыс. человек. Значимость проведения такого мероприятия сложно переоценить. Ведь в ходе его реализации формируются необходимый опыт и практика внедрения таких систем, которые в дальнейшем могут быть применены и в отношении меньших по численности населения агломераций.
Анализ эффективности внедрения ИТС за 2021 год показал, что наиболее приоритетным направлением в субъектах Российской Федерации является оснащение центральных управляющих пунктов и центров обработки данных серверным оборудованием и программным обеспечением, которое позволило заложить основу цифровой трансформации. Оснащение серверными мощностями и модернизация программного обеспечения (ПО) обеспечивают комплексный подход к внедрению платформы верхнего уровня, которая должна являться общим инструментом управления ИТС на дорогах городских агломераций и субъектов в целом.
С точки зрения развития технологической базы ИТС можно выделить ряд перспективных трендов. Это высокоскоростные беспроводные системы связи стандарта 5G, динамическая цифровая карта дорожного движения и система высокоточного позиционирования, цифровые сервисы ИТС для участников дорожного движения, формирование пула национальных стандартов в сфере ИТС, импортозамещение оборудования и технологических решений, применяемых в ИТС. Сюда же относится и развитие ИТС в части взаимодействия с внедряемыми высокоавтоматизированными транспортными средствами на автомобильных дорогах общего пользования. В настоящее время наиболее перспективными технологиями являются интеллектуальные системы на базе нейросетей, технология информационного моделирования BIM (Building Information Modeling), беспилотный транспорт, автоматические системы управления дорожным движением (АСУДД) и динамическое транспортное моделирование.
Говоря о перспективах цифровизации работы автодорожников, нельзя обойти стороной и ситуацию с кадрами. От того, пойдут ли в дорожную отрасль те, кто сможет грамотно работать с современными цифровыми системами, напрямую зависит судьба ее технологического развития. Поэтому особое внимание в условиях постоянно возрастающих масштабов и темпов внедрения ИТС в дорожной отрасли требуется обратить на подготовку квалифицированных специалистов, работа которых необходима при создании цифровых комплексов ИТС в городских агломерациях как в настоящее время, так и в будущем.
Юрий Федюкин,
заместитель начальника ФКУ «Дороги России»