Это задача для всей экономики страны

Существующий парк дорожной техники российских дорожно-строительных организаций справляется с поставленным объемом строительства новых дорог и их поддержанием в нормативном состоянии. Давая такую оценку, следует отметить ту роль, которую уже сыграла и продолжает играть в укреплении технического потенциала дорожной отрасли реализация инфраструктурных национальных проектов. Положительный эффект от них достигается за счет адресного финансирования регионов, которое уже показало и показывает хороший результат. Нацпроекты позволили регионам эффективно решать такую насущную проблему, как техническая эксплуатация дорог и сооружений. Качество региональных и муниципальных дорог ощутимо улучшается. Особо следует выделить приоритетный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», предшествовавший до 2018 года нынешнему нацпроекту «Безопасные качественные дороги» (БКД). Благодаря ему большое количество региональных дорожных организаций смогли существенно обновить и усилить парки техники.

Что касается еще одного нацпроекта, «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», то он синхронизирован с БКД и направлен на улучшение доступности регионов, создание необходимой для достижения этой цели транспортной инфраструктуры. И здесь также существующий парк дорожно-строительной техники со своими задачами справляется. Но сегодня возник новый вопрос, требующий оперативного решения, – дальнейшее поддержание технической готовности и расширение парка дорожной техники и оборудования. Сейчас он более чем на 70 процентов состоит из импортных машин. От этой зависимости необходимо уходить. Ситуация должна быть изменена совместными усилиями государства, предприятий, выпускающих дорожную технику, и сам дорожник, чтобы главным определяющим критерием выбора строителей наших дорог была не только цена, но и качество, и возможности отечественных машин. Ведь заменить импортную продукцию отечественной вполне возможно. Часть из закупаемой за рубежом номенклатуры выпускается уже сегодня.

Для того же, чтобы дорожная техника российского производства вытесняла импорт если не по всем, то хотя бы по большинству позиций, потребуется слаженная совместная работа не только непосредственно производящих ее предприятий и дорожников. Не обойтись без самого тесного взаимодействия и с химической, металлургической, электротехнической, энергетической, приборостроительной и многими другими отраслями нашей промышленности. Особых усилий потребует создание собственных систем автоматизированного управления, например автоматического нивелирования, потому что пока у нас в этой сфере просто недостаточно практического опыта. Это значит, что для полноценного импортозамещения нужна целевая государственная программа. Необходимо поднять технологический уровень не только дорожного, но и всего машиностроения в стране, а это уже общеэкономическая задача. Нужны адресные программы по развитию интеллектуальных систем управления строительными машинами.

И наконец, необходимы перемены в кадровой политике, в том числе на государственном уровне. Такие профессии, как инженер, конструктор и технолог, должны стать престижными и звучать гордо. Тогда и наше дорожное машиностроение уверенно встанет в один ряд с мировыми лидерами отрасли.

Андрей Зазыкин,

декан автомобильно-дорожного факультета

Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета,

к.т.н.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.