должна начинаться с технологий информационного моделирования
Если говорить об уровне цифровизации отрасли дорожного строительства, то я бы определил несколько направлений, по которым этот процесс происходит. Первое направление, ключевое и всеобъемлющее, – это внедрение технологий информационного моделирования. Причем речь должна идти о всех этапах жизненного цикла объекта, начиная от обоснования инвестиций и изысканий и заканчивая ремонтами и утилизацией выводимых из эксплуатации дорог и мостов. Все эти циклы должны быть обеспечены ведением соответствующих информационных моделей.
Второе направление в цифровизации дорожного строительства – применение цифровых технологий непосредственно в процессе выполнения строительных работ. Это связано с оснащением дорожно-строительной техники цифровым оборудованием. Например, это высокоточное позиционирование с применением технологии ГЛОНАСС, различные приборы повышения возможностей дорожного оборудования, которые позволят повысить качество работ по строительству, диагностике и ремонту дорог.
Третий аспект – это создание цифровых двойников существующих дорог, позволяющих проводить доскональный контроль за их состоянием. И четвертое направление цифровизации связано с созданием внутрикорпоративных информационных систем, которые позволяют вести всю документацию в электронном виде и обеспечивать высокое качество управления компаниями и взаимодействия между подрядчиками.
Также важно в плане содержания и эксплуатации автодорог применять системы прогнозирования и оперативного реагирования на негативные события, например ухудшение погоды или аварии. Здесь уже речь идет о том, что процессы цифровизации дорожного строительства плавно перетекают и в сферу практического применения интеллектуальных транспортных систем. Это и классические АСУДД, метеостанции, видеоаналитика, контроль нарушений.
С точки зрения реального положения дел с наличием отечественного оборудования и программных комплексов по цифровизации дорожной отрасли нужно признать, что готовность по различным направлениям у нас разная. Если по тем же технологиям информационного моделирования по факту мы находимся в начале пути их разработки и применения, здесь у нас очень большой резерв развития и роста, то с точки зрения применения дорожной техники, имеющей в своей конструкции цифровые компоненты, – она широко применяется уже сегодня.
Также следует отметить, что уровень оснащенности цифровой инфраструктурой платных и федеральных дорог значительно выше, чем региональных. Тем не менее для выполнения оперативного управления дорожной обстановкой цифровых систем у нас сегодня хватает на дорогах всех статусов – от муниципальных и местных до федеральных. Главная задача сегодня должна решаться не только дорожниками, но и всей российской промышленностью. Нынешняя ситуация с ограничением импорта высокотехнологичного оборудования открывает перед нашими производителями и разработчиками очень емкий рынок, объемы которого составляют миллиарды рублей. И задача нашего государства – разработать такие стимулы, которые позволят заработать на нем нашим, российским предприятиям.
Антон Журавлев,
президент Ассоциации «Цифровая эра транспорта»