Аэродромная сеть Российской Федерации продолжает развиваться. Всего на начало 2022 года в реестре 235 гражданских аэродромов. Дополнительно развивается разветвленная сеть посадочных площадок.
В условиях пикового 2019 года аэропортовая система страны обслужила 220,9 млн пассажиров. Сейчас объемы перевозок восстанавливаются, и в постпандемийный период эти значения будут превышены. Многие региональные аэропорты при динамичном развитии внутреннего туризма уже превысили докризисные показатели пассажирообмена.
Существенным вызовом аэропортовой отрасли в последние годы в условиях долгосрочного роста пассажиропотока, стратегического восходящего тренда развития перевозок является дефицит финансовых средств на модернизацию объектов инфраструктуры плоскостных сооружений. Потребность в реконструкции, модернизации аэродромной инфраструктуры имеется более чем у 200 аэропортов, причем с учетом развития инвестиционных процессов и проектов ГЧП количество таких аэропортов будет расти.
В то время как у крупных международных аэропортов после снижения международного трафика в период пандемии COVID-19 наблюдается профицит пропускной способности терминалов и запас мощности по аэродромной инфраструктуре, типовой картиной во многих региональных аэропортах является дефицит пропускной способности терминалов и мощности аэродромов. Основными объектами региональных аэропортов, требующими инвестиций в текущих условиях, являются пассажирские терминалы внутренних воздушных линий, в ряде регионов международные терминалы; ИВПП, места стоянок на перронах, рулежные дорожки — как в части модернизации устаревшей инфраструктуры из-за физического износа, так и с целью усиления под новые типы воздушных судов, требующих большую несущую способность плоскостных сооружений.
Необходимые инвестиции для модернизации более 200 аэропортов с целью поддержания национальной аэродромной (аэропортовой) сети в удовлетворительном состоянии составляют более 100 млрд рублей в год. В последние три десятилетия данные потребности в части государственного финансирования за счет федерального и региональных бюджетов удовлетворяются менее чем на половину. Разрыв потребностей и возможностей государственного финансирования требует кардинального решения с поиском дополнительных источников развития. Это является ключевым стратегическим вопросом, требующим безотлагательного решения.
Многие развитые экономики мира уже более 40 лет назад нашли решение данной проблемы во внутренних резервах отрасли. Вводится инфраструктурный сбор с пользователей аэродромной инфраструктуры, который позволяет аккумулировать средства, достаточные для поддержания в удовлетворительном состоянии и для развития национальной аэродромной (аэропортовой) сети.
Альтернативное решение вопроса финансирования аэродромов с привлечением долгосрочных займов с государственными гарантиями как возвратное финансирование, с учетом социальной значимости авиатранспортной инфраструктуры, видится менее эффективным решением по сравнению с целевым безвозвратным государственным финансированием, в том числе в сравнении с инструментом аккумулирования средств за счет инфраструктурного сбора с пользователей аэродромной инфраструктуры. Таким образом, введение инфраструктурного сбора с пользователей аэродромов полностью решит вопрос потребности в финансировании развития национальной аэродромной (аэропортовой) сети.
Антон Корень,
руководитель Консорциума
Центр стратегических разработок на транспорте (ЦСРТ)