Челябинская область имеет разветвленную сеть автодорог, из них 8 720 км регионального значения, 615 км федерального и 17 949 км муниципального
Начиная с 2019 года министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области применяется практика заключения долгосрочных контрактов, что обеспечивает положительное влияние на развитие дорожной сети региона, возможность планирования задач подрядными организациями. О том, какая работа ведется по освоению колоссальных объемов дорожно-строительных работ, рассказал министр дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области Алексей Нечаев.
– Алексей Сергеевич, как были организованы ремонтные работы в прошлом году? Что запланировано к выполнению в текущем?
– В 2021-м в нормативное состояние было приведено 865 км дорожного полотна, в том числе 328 км отремонтировано в рамках нацпроекта БКД. 31,4 км дорог введены в эксплуатацию после завершения строительства и реконструкции, из них 7,8 км региональных автодорог, 23,6 км местных. На 663 км был проведен капитальный ремонт и ремонт (363 км региональных автодорог, 300 км местных автодорог). Еще на 170 км региональных автодорог выполнены работы по устройству выравнивающих слоев.
Основной упор был сделан на реализацию капиталоемких объектов. Так, в Магнитогорске завершены работы по строительству и реконструкции объектов дорожно-транспортной инфраструктуры парка «Притяжение». Что касается текущего года, в том же Магнитогорске проводится капитальный ремонт путепровода над железнодорожными путями по улице 9 Мая у ОТК ММК. А в Челябинске с опережением графика выполняются работы по реконструкции моста через реку Миасс.
– Расскажите о самых знаковых мероприятиях прошлого года в сфере дорожного хозяйства.
– Досрочно завершили работы по реконструкции двух участков дорог общей протяженностью 3,954 км. Один из них – последний в пусковом комплексе, находится на автодороге Челябинск – Харлуши – граница Аргаяшского муниципального района, второй – на дороге Харлуши – граница Аргаяшского муниципального района. Также в прошлом году началась реконструкция уникального путепровода со спиральным съездом в г. Бакал Саткинского района.
Введены в эксплуатацию две автодороги в г. Челябинске по пр. Героя России Родионова Е.Н. (участок от ул. Татищева до ул. Академика Макеева) протяженностью 0,652 км и по ул. Академика Макеева (участок от пр. Героя России Родионова Е.Н. до ул. 250-летия Челябинска) протяженностью 0,305 км. Отремонтированы две автодороги в Магнитогорске. Первая по пр. Карла Маркса (от ул. Зеленый лог до ул. Радужная) протяженностью 0,714 км. Вторая, по ул. Тевосяна (от ул. 50-летия Магнитки до ул. Зеленый лог) протяженностью 355,8 метра.
В рамках реализации госпрограммы Челябинской области «Комплексное развитие сельских территорий в Челябинской области» построена автодорога от с. Пашнино до автодороги Канашево – Калуга – Соловьевка в Красноармейском муниципальном районе протяженностью 8,255 км.
Имиджевый объект – пешеходная зона набережной вдоль южного берега реки Миасс в г. Челябинск протяженностью 502,6 метра. В этом году планируется отремонтировать более 700 км дорожного полотна. Из них строительство и реконструкция пройдут на 10 км автодорог, капитальный ремонт и ремонт – 697,3 км. Думаю, что данная цифра может измениться в течение года в сторону увеличения.
– Как оцениваете ход выполнения работ в рамках БКД? Что намечено сделать в регионе в этом году?
– В рамках проекта в прошлом году дорожники провели работы на 71 объекте, протяженность которых составила 328 км. Из них около 25 км отремонтировано на улично-дорожной сети Челябинска, еще 12,5 км-на территории Магнитогорска. В 2022-м по нацпроекту БКД работы пройдут на 66 объектах регионального и местного значения. В их числе 26 дорог в Челябинске, 10 дорог в Магнитогорске.
– С учетом острой потребности в непрерывном развитии дорожной инфраструктуры и в условиях нынешней ситуации ведется ли поиск дополнительных источников финансирования?
– Разумеется. Челябинская область ежегодно получает финансовые средства из федерального бюджета в виде субсидий и межбюджетных трансфертов. Так, в этом году регион получит более 2 млрд рублей. Из них 1,3 млрд рублей будут направлены на реализацию нацпроекта БКД, 588 млн рублей – на дорожную деятельность в рамках федерального проекта «Содействие развитию автодорог регионального, межмуниципального и местного значения» госпрограммы Российской Федерации «Развитие транспортной системы» и 283 млн рублей – на реализацию федерального проекта «Жилье».
– Расскажите о работе в условиях санкций. Повлияют ли ограничения на дорожное строительство в регионе? Будут ли сворачиваться какие-то проекты?
– Совсем недавно в своем выступлении Марат Хуснуллин, заместитель председателя Правительства РФ, подчеркнул, что в новых экономических условиях дорожная отрасль оказалась одной из самых защищенных. И это действительно так. Без преувеличения можно сказать, что примерно на 90% наша отрасль независима от тех событий, которые происходят сейчас в стране.
А Челябинской области вообще, я считаю, повезло, потому что у нас достаточно карьеров, месторождений инертных материалов, дробильных и сортировочных установок. Мы даже поставляем в среднюю полосу России большое количество щебня. Челябинская область располагает достаточным количеством дорожно-строительных материалов, поэтому нет надобности в импортных составляющих. Все планы по ремонту и строительству автодорог будут реализованы в полном объеме.
– Общественность задействуете в проверочных мероприятиях?
– Да, при министерстве создана специальная рабочая группа, также регулярно сотрудничаем с представителями ОНФ. Совместно с представителями министерства и подрядными организациями общественники совершают инспекционные выезды на объекты ремонта. Главная цель выездов – независимый контроль за дорожными работами на всех стадиях производства. Такие мероприятия помогают выявлять и исправлять недочеты.
– Все прекрасно понимают, что содержание – это ежедневный труд, направленный на обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования автодорог и искусственных сооружений. Для решения этой задачи на подведомственной сети трудятся подрядные организации. Какие работы ими выполняются в рамках содержания и как происходит контроль с вашей стороны?
– В 2021-м прошли аукционы на содержание региональных автодорог. С 1 января 2022 года по 1 октября 2024 года обслуживание региональных трасс будет проводиться пятью подрядными организациями. В период зимнего содержания на региональных дорогах проводятся работы по очистке дорожного полотна от снега и ликвидации скользкости. Весной с наступлением положительных температур начинается активное таяние снега и возможны паводковые явления. Во избежание паводка дорожники вручную или механизированным способом очищают водопропускные трубы от снега и льда, также проводится опиловка льда по периметру опор мостовых сооружений.
Важным этапом здесь является контроль за прохождением паводковых вод. После прохождения паводка (апрель–май) на всех дорогах Челябинской области проводится весенняя диагностика, после чего принимаются первоочередные меры для сохранности автодорог и формируются планы ремонтов. И наконец, в мае–июне мы можем приступать к ремонтам.