Война и мир Афлатуна Насирова
Есть люди, чью жизнь без преувеличения и безо всякого пафоса можно назвать подвигом. Таков Афлатун Насиров, который с честью несет высокое звание Дорожника, пройдя нелегкий путь от молодого выпускника Бакинского политехнического института до генерального директора ООО СП «Ремстройдорсервис» — одной из ведущих строительных организаций Калужской области.
СЛУЖИЛИ ДВА ТОВАРИЩА
Шел март 1983 года, когда тридцатитрехлетнего специалиста из ленинградского СУ-879 треста «Севзапдорстрой» Главдорстроя Минтрансстроя Афлатуна Насирова командировали в Афганистан. Выпускник Бакинского политеха, он уже имел за плечами опыт строительства мостов и путепроводов, — в таких специалистах остро нуждался Ограниченный контингент Советских войск. Насирова назначили командиром подразделения дорожников. В задачу отряда входило содержание и обслуживание 160-километрового участка самой длинной в стране дороги Темрез — Кабул, проходящей через Саланг — высочайший перевал Гиндукуша. Дорога была пристрелена моджахедами, но она была единственной артерией, по которой наши солдаты снабжались боеприпасами, продовольствием и медикаментами. Недаром ее называли «Дорогой жизни».
Однажды на перевале колонна Афлатуна Насирова, состоявшая из семидесяти под завязку груженных бортовых машин, попала под обстрел. Один за другим взрывались грузовики, движение встало, завязался бой. Из отряда Насирова в живых осталось несколько человек — и им нужно было не только собрать тела погибших однополчан, но и стащить с дороги искореженную технику, освободить ее для движения.
Афлатун Насиров запомнил день, когда его самого едва не «снял» снайпер. Пуля просвистела у виска. Но за мгновение до этого Насирова кто-то сильно ударил в бок — да так, что командир отлетел на несколько метров в кювет. Поднявшись, он пошел искать своего спасителя. Им оказался Новруз Аллахвердиев, однокурсник и земляк Афлатуна, родом из того же города Агсу. «Как ты сюда попал, Новруз?» — Афлатун обнял друга. — «Да так же, как и ты!»
Новруз был на два года моложе, но ради товарища уговорил родителей отвести его в школу в пять лет — чтобы сидеть с Афлатуном за одной партой. Они и в политехнический поступали в один год, на один факультет «Автомобильные дороги» — и тоже сидели за одной партой. Были неразлучны, пока не получили диплом. Один уехал на юг, другой распределился на север. У Аллахвердиева закончилась командировка в Афганистане, и он вернулся домой. А Насирову предстояло еще служить и служить. Только в 1987-м его отозвали в Ленинград. За активный и плодотворный труд по реконструкции тоннеля «Саланг» и образцовое выполнение интернационального долга Насиров Афлатун Арастун оглы был награжден почетной грамотой Министерства строительства и орденом Славы Демократической Республики Афганистан.
Ему дали отдохнуть и как опытного инженера и закаленного бойца… снова послали в «горячую точку». На этот раз была Чечня. Каково же было его удивление, когда и там он встретил своего друга детства и боевого товарища Новруза Аллахвердиева! Они обнялись и поклялись никогда больше не расставаться. Но судьба снова их развела. Прослужив в Чечне на восстановлении дорог и мостов, Афлатун Насиров вернулся в свой родной питерский «Севзапдорстой», участвовал в реконструкции трассы Москва — Минск. И там, на реконструкции шоссе «Беларусь», друзья снова встретились — в третий раз! Пути дорожников пересекаются — на мирных трассах и на дорогах войны.
НА СМОЛЕНСКОЙ ЗЕМЛЕ, НА КАЛУЖСКОЙ…
Сегодня Афлатун Арастунович Насиров — генеральный директор ООО СП «Ремстройдорсервис», в котором трудятся 80 человек. Из них профессионалами самой высокой пробы он называет инженерно-технических работников, начальников участков, простых рабочих. Производитель работ Багиров Игорь Рашидович, заместитель директора по производству Киселев Юрий Павлович, начальник ПТО Владимирова Людмила Августовна, инженеры ПТО Лисеенкова Елена Валерьевна, Соловьева Людмила Михайловна, Телехова Ирина Васильевна, Мильчевская Татьяна Васильевна — вот лишь немногие имена.
Основанная 2 марта 2001 года компания «Ремстройдорсервис» проложила многие километры автомобильных дорог областного и федерального значения, построила, реконструировала и капитально отремонтировала десятки мостов — сначала в Смоленской, а начиная с 2007-го и в Калужской области. Из наиболее значимых объектов — строительство моста через реку Истья на автодороге Москва — Киев — Добрино — Аристово в Боровском районе, ремонт мостового сооружения через железнодорожный переезд на автодороге от железнодорожной станции Садовая до улицы Московская, ремонт моста через реку Карыжа в Малоярославецком районе, ремонт моста через реку Велья в с. Хвастовичи на км 33+287 на автодороге М-3 «Украина» — Судимир — Хвастовичи — Теребень в Хвастовичском районе.
Из последних достижений компании следует упомянуть ремонт моста через реку Болва в городе Кирове Калужской области по муниципальному контракту с Администрацией муниципального района «Город Киров и Кировский район»; капитальный ремонт автомобильной дорогиФерзиково — Кольцово (км 6+600 — км 7+000, км 8+870 — км 9+180) в Ферзиковском районе; строительство мостов через реки Песочня и Путынка на Окружной дороге Калуга — Детчино — Малоярославец, где работы ведутся на месте разобранных старых мостов, с переключением автомобильного движения на временные дороги.
Кроме того, в компании ведутся работы по содержанию 155 существующих мостов (проведение текущих ремонтов, осмотры и обследование конструкций моста в соответствии с нормативными требованиями). Компания на хорошем счету у министерства дорожного хозяйства региона, в чем, безусловно, большая заслуга Афлатуна Арастуновича Насирова. В 2014 году за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу ветеран был отмечен Благодарностью министра транспорта Российской Федерации. В 2019-м губернатор Калужской области удостоил его звания «Почетный строитель». А в августе 2020-го Афлатун Арастунович был награжден нагрудным знаком «Почетный дорожник России» от Минтранса России.
Цена этих наград высока. Но самыми дорогими Насиров Афлатун Арастун оглы, Дорожник с большой буквы, считает те, которые получил в горах Гиндукуша.
Алексей Шлыков