Акционерное общество «Калугавтодор» занимается строительством, реконструкцией, содержанием сети автомобильных дорог в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» (БКД)

Организация была образована в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году, когда необходимо было восстанавливать дороги после тяжелых и разрушительных боев. За шестьдесят лет организация прошла путь многочисленных преобразований. В 2005-м в результате последней реорганизации на ее базе было создано ОАО «Калугавтодор», а в декабре 2016 года предприятие переименовано в акционерное общество «Калугавтодор».

Изначально в состав АО «Калугавтодор» входили 17 дорожно-ремонтных управлений в 24 муниципальных районах. Сейчас их число сократилось до семи. Это дорожные ремонтно-строительные управления АО «Калугавтодор» в Турынино, Кондрово, Сухиничах, Козельске, Боровске, Хвастовичах и Юхнове. Среднесписочная численность работников — около 700 человек. О деятельности предприятия рассказал генеральный директор АО «Калугавтодор» Александр Петрухин.

— Александр Иванович, компания активно занимается ремонтом и обслуживанием автомобильных дорог в регионе. Насколько выгоден для АО «Калугавтодор» и муниципальных образований контракт жизненного цикла?

— Наша организация обслуживает сеть дорог Калужской области протяженностью чуть более 3000 км (1700 км — с асфальтобетонным покрытием, почти 300 км — с цементобетонным и 956 км — это щебеночные дороги и покрытия из песчано-гравийной смеси). Эксплуатационная протяженность обслуживаемых дорог в настоящее время составляет 3041,557 км в 16 районах области.

Конечно, жизнь вносит существенные коррективы в нашу повседневную деятельность. Судите сами. Раньше «Калугавтодор» было, можно сказать, предприятием-монополистом по строительству, ремонту и содержанию дорог области. Задачи, которые решали, были ответственными, и мы привыкли к повышенному спросу по качеству дорожных работ со стороны руководства области и районов. Сегодня основные работы предприятия ограничиваются содержанием автодорожной сети, объем работ по ремонту автомобильных дорог значительно уменьшился. К примеру, в 2020 году объем работ компанией был выполнен на 1,167 млрд руб., за 1-е полугодие 2021 года — 565,9 млн руб. Из них выполненные работы по ремонту автомобильных дорог в 2020-м составили 91,4 млн руб., за 1-е полугодие 2021 года — 50,6 млн руб.

Реализация Федерального закона № 44 ФЗ привела к тому, что на работы по ремонту дорог пришло много подрядчиков, в том числе из других регионов. В нашем профессиональном сообществе это вызывает определенные нарекания. Многие десятилетия существовала производственная цепочка, когда одно предприятие занималось и ремонтом, и содержанием дороги. В результате нововведений она, увы, нарушена. На сегодняшний день отсутствует предварительная квалификация участников аукционов, контракты заключаются с предложившими наиболее низкую цену, которая не всегда обеспечивает качество работ и увеличивает расходы на последующее содержание автодорог. Мы приветствуем здравый смысл, который заключается в том, чтобы внедрять технологии жизненного цикла, что позволит резко повысить ответственность подрядчиков при строительстве дорог, отсечет притязания любителей делать халтуру и ни за что не отвечать.

Руководство АО «Калугавтодор» уверено, что независимо от возникающих сложностей и вопросов самое главное — ежедневно делать свою работу, делать ее хорошо, и только в этом случае можно с уверенностью смотреть в завтрашний день. Тем более что предприятие всегда поддерживает и руководство области, и Министерство дорожного хозяйства, и ГКУ «Калугадорзаказчик».

— Вы начинали как дорожный мастер. Сегодня руководите одной из крупнейших компаний Калужской области. Насколько изменились технологии дорожного строительства и текущего содержания дорог за эти годы? Что можно привнести нового в практику строительства дорог?

— Для качественного строительства и обслуживания дорожного полотна необходимы несколько условий. Это наличие надежной дорожно-строительной техники, квалифицированного персонала, собственной производственной базы и качественных строительных материалов. На балансе нашего предприятия — 93 КДМ, 45 автогрейдеров, 30 тракторов, 23 погрузчика, четыре асфальтоукладчика, четыре мадпатчера и пять асфальтобетонных заводов.

За последние три года АО «Калугавтодор» приобрело техники более чем на 60 млн руб. Это дорожные катки, мойки высокого давления, установки для получения битумной эмульсии и для струйно-инъекционного метода, косилки, дробильно-сортировочное оборудование. Такой набор технических средств позволяет выполнять ремонт дорожных покрытий в начальной стадии разрушений практически круглый год, а значит, и содержать наши дороги в хорошем состоянии, оперативно реагировать на выявленные проблемы.

Вся техника, занятая на текущем содержании, оборудована навигационной системой спутникового слежения GPS. Это позволяет более эффективно контролировать работу техники и вести учет расхода ГСМ. Мы ввели в эксплуатацию новый асфальтобетонный завод, что расширило наши возможности. В собственности АО «Калугавтодор» — 23 производственные базы и пять асфальтобетонных заводов, два крупных песчаных карьера и завод по производству битумной эмульсии с правом на добычу полезных ископаемых.

— Существует понятие «социально ответственная компания». По вашей инициативе местным жителям удалось существенно снизить стоимость ремонта дорог, получая безвозмездно песок из ваших карьеров. Что стоит за такой благотворительностью?

— Знаете, дорожный строитель всегда в первую очередь заботится о людях. Узнав, что многие муниципальные образования ведут работы по благоустройству территорий, мы решили помочь им в этом деле. Я дал указание отпускать бесплатно песок из наших карьеров. И в короткое время населенные пункты буквально преобразились.

Недавно состоялась комиссионная приемка ремонта участка дороги Малоярославец — Боровск — Кривское — Обнинск. Ремонт вели в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Помимо ремонта дорожного полотна, АО «Калугавтодор» укрепило обочины щебнем, отремонтировало трубы, установило новые автобусные остановки, нанеслотермопластиком горизонтальные разметки и шумовые полосы. Как сказал во время приемки глава администрации Боровского района Николай Калиничев, работа выполнена максимально качественно, и теперь у жителей есть такое необходимое для них соединение с Обнинском. Поэтому то, чем мы занимаемся, — это не акты благотворительности, а нужное людям дело.

— Есть выражение «Дороги, которые мы выбираем». Иногда доводилось слышать иную трактовку: именно дорога выбирает нас. Если бы пришлось начинать свой жизненный путь заново, кем бы вы хотели стать?

— Только дорожным строителем! Сейчас, когда за плечами почти полвека трудовой деятельности, я понимаю, что свой жизненный выбор сделал правильно.

248000, г. Калуга, ул. Чебышева д.3-а тел/факс: 8 (4842) 562579

Подготовил Александр Прасол

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.