Сооружение Северного обхода Калуги идет ударными темпами

Председатель совета директоров дорожно-строительной компании «R-1» Эдгар Арамян пообещал жителям, что в следующий День города по новой дороге помчатся автомобили.

— К современным трассам сегодня предъявляют очень высокие требования, но я с уверенностью могу сказать, что наша компания способна обеспечить наилучшее качество дороги, — отметил он. — Северный обход Калуги для нас не только еще один важный объект, который включает в себя целый комплекс работ, но и мерило нашей деловой репутации. Надеюсь, жители и гости города оценят результат наших трудов.

В том, что ДСК-1 крепко держит данное слово, можно убедиться, побывав на строительстве этого уникального для Калуги объекта. Свыше 22 километров от микрорайона Анненки до деревни Жерело проходят по сильно пересеченной, поросшей лесом местности. Дорожным строителям пришлось прорубать широкую просеку, ведь новая магистраль — четырехполосная, по два потока в каждом направлении, — будет проходить через овраги и малые реки. Но, несмотря на это, работы ведутся ритмично и с опережением графика. Таков был подход Эдгара Арамяна при основании компании, эти требования не снижаются и сегодня, когда за плечами дорожных строителей десятки возведенных объектов транспортной инфраструктуры, сотни километров проложенных прекрасных дорог.

Северный обход является крупнейшим строительным объектом и для компании, и для региона. Здесь одновременно задействованы около 200 единиц техники, из них 110 самосвалов, а также спецтехника: экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры и многое другое. Работают сразу четыре асфальтоукладочных комплекса.

Напряженный график — основа жизнедеятельности компании, что является также подходом к выстраиванию взаимоотношений с субподрядчиками. Особенно это касается такого важного объекта, как Северный обход Калуги, — стройки, ставшей, без преувеличения, эталоном отношения к порученному делу. Более того, Эдгар Арамян считает, что дорожники сумеют сократить сроки строительства почти на полгода, и уже в августе, как и обещано, откроется движение по обходу.

Обеспечение высоких темпов работ зависит от многих составляющих. В числе важнейших — поддержка региональных властей. Благодаря взаимодействию в вопросах землеотведения, переноса коммуникаций, соблюдения баланса интересов с местными администрациями и жителями решения принимались быстрее, а поиск компромиссов никак не препятствовал ходу строительства. Руководители региона держат руку на пульсе — министр дорожного хозяйства Калужской области Михаил Голубев еженедельно бывает на важной стройке, участвует в оперативках. На его глазах преображалась местность.

— Здесь даже пешком трудно было пробраться сквозь чащу. Дорожникам пришлось прорубать просеку шириной 30 метров, — рассказал Михаил Леонидович. — К тому же по ходу будущей трассы много оврагов, возвышенностей, малых рек. Зато не было отчуждений и отселений, поскольку Обход идет за пределами города, в границах округа. Но генподрядчику нужно было вынести все коммуникации. И компания «R-1» успешно преодолела все препятствия на своем пути.

Совместная работа помогает на ходу решать множество проблем, возникающих в процессе строительства. Благодаря этому дорожники не сбиваются с набранного ритма, а местные власти контролируют выполнение мероприятий, в том числе природоохранных и противошумных.

Вообще, строительство Северного обхода Калуги стало своеобразным испытательным полигоном для обкатки многих инновационных приемов. Один из них — путепровод в окрестностях деревни Большая Каменка. Сооружение длиной 312 метров должно было пройти через реку и железную дорогу. И если водная преграда представляет собой легкую задачу для многоопытных дорожных строителей, то с железнодорожниками разговор был непростым. Традиционным способом возведение такого сложного объекта в условиях интенсивного железнодорожного движения в регионе могло бы растянуться на годы. Дорожным строителям пришлось бы ждать выделения «окон» в расписании движения поездов.

Инженеры ДСК «R-1» изучили на месте обстановку и приняли единственно верное решение: применить новый метод — надвижку металлоконструкции на опоры. В расчет принимали и то, что двигать придется уникальное комбинированное пролетное строение с общим весом металлоконструкций почти 2000 тонн, и то, что в России не так много примеров подобного строительства. Поэтому подошли к делу с предельной ответственностью, изучили технологию, рассчитали конструкцию опор. На тюльпанообразные опоры огромная платформа заносилась без перемычек и балок. Мостовики тщательно отслеживали практически каждый сантиметр хода растущего моста — ведь именно точность является условием надежности для такой конструкции.

Начало работ по надвижке моста стало настоящим праздником. Символический старт движению мостовой платформы дали первый заместитель министра транспорта Российской Федерации Андрей Костюк, губернатор Калужской области Владислав Шапша, председатель комитета Совета Федерации ФС РФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов, председатель комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Евгений Москвичев.

Дорожники оправдали высокое доверие. Сегодня все пролетные строения надвинуты и закреплены на опорах, деформационные швы смонтированы. Идут покрасочные работы, подготовка к установке шумозащитных экранов и барьерного ограждения, а также обустройство подходов к мосту...

Особенности местности, через которую проходит Северный обход, пришлось учитывать и при собственно строительстве дорожного полотна. Новая дорога должна гарантированно прослужить без дополнительного обслуживания многие десятилетия и войти в состав кольцевой автодороги вокруг города. А потому, как заметил руководитель проекта Егор Сизинцев, никаких отступлений от существующих норм и современных технологий компания не допускала.

— На некоторых участках, где мы выбирали грунты, насыпь укреплена полипропиленовым геотекстилем, на который накладывается дорожная одежда. Геосинтетический материал пропускает влагу, препятствуя смешиванию песка с грунтовым основанием, — рассказал Сизинцев. — Мы всегда применяем лучшие практики, прошедшие испытания эксплуатационными сроками. Не «ультрановые» материалы, а те, которые успешно используются в дорожном строительстве. Это один из основных механизмов, которые мы давно используем при строительстве дорог, для того чтобы сократить затраты по материалам и усилить несущую способность конструкции дорожной одежды.

Сокращению сроков дорожного строительства способствует и организация рабочего процесса. Работы ведутся в две смены, есть столовая с горячим питанием. А технику привлекают такую, которая позволяет сократить ряд операций. К примеру, работают 30-тонные самосвалы. Они обладают высокой проходимостью, легко передвигаются по временным грунтовым дорогам и сразу песок высыпают на дорожное полотно. Тем самым исключается двойной перегруз, а строители выигрывают время. На строительстве обхода трудились 15 таких уникальных машин.

Как социально ответственная компания, ДСК «R-1» после окончания стройки восстановит дороги, по которым доставлялись стройматериалы. Все расходы на природоохранные мероприятия предусмотрены в титуле строительства, на это запланировано выделение необходимых средств. В некоторых местах установили специальные емкости для сбора сточной воды. Рядом с трассой врыты бочки для фильтрации, чтобы все поверхностные стоки очищались через локальные сооружения и только потом сбрасывались на рельеф. И таких экологически инновационных очистных сооружений на всем протяжении дороги — 15! Все кюветы укреплены бетоном.

То же касается и возведения шумозащитных барьеров. Несмотря на то, что Северный обход пролегает в стороне от населенных пунктов, на ряде участков компания соорудила протяженные экраны. Их длина составила почти семь километров! Проходящие по шоссе автомобили не будут тревожить шумом моторов местных жителей.

Практически по всему ходу трассы уже не только отсыпано основание из песка и уложен щебень, но и без отдыха работают асфальтоукладчики и грунтовые катки. Широкая новая дорога на четыре полосы имеет ряд полноценных транспортных развязок в месте сочленения с федеральной трассой М-3. Хорошо знакомый всем «клеверный лист» поможет связать разобщенные территории, поскольку Северный обход Калуги — одна из основных магистралей, которая будет заходить в город.

Финишируется многослойный «бутерброд» Северного обхода — 23 см асфальтобетона в три слоя. Такое полотно отличается высокой прочностью и стойкостью, что позволяет подрядчику устанавливать гарантийный срок беспроблемной службы в 5 лет. Высокая ритмичность этих работ и высокое качество асфальтобетона обеспечиваются собственной производственной базой. У компании 6 асфальтобетонных заводов, а также применяются самые современные, инновационные технологии дорожного строительства, есть производительная спецтехника.

Это и обеспечило высокую степень технической готовности всего объекта — более 70 процентов. И с каждым днем она увеличивается. Земляное полотно отсыпано полностью, на протяжении 15 км уже уложено два слоя асфальтобетона, идут работы по устройству дорожной одежды и на остальных участках. А это значит, что твердое обещание, данное калужанам председателем совета директоров дорожно-строительной компании «R-1» Эдгаром Арамяном, будет выполнено.

Александр Прасол

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.