Аварийность с участием легковых ТС, взятых в краткосрочную аренду, в 2023 году.


A9R1E0B

Автор: Адиль Айсанов старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения ФКУ «Научный центр БДД МВД России».


По итогам 2023 года зафиксировано снижение на 1,3% (766) количества ДТП с участием каршеринговых ТС, числа раненых в них — на 2,4% (964), при этом отмечен рост числа погибших на 3,9% (53) [2]. Тяжесть последствий таких ДТП составила 5,2, что ниже, чем показатель для легкового транспорта (7,8), но почти в два раза выше, чем для легкового такси (2,8) (рис. 1).

Без имени 1


Происшествия с участием каршеринговых ТС зарегистрированы в 26 субъектах и на федеральной территории «Сириус». Более половины (55%, или 421) всех ДТП с участием каршеринга произошли в г. Москве, при этом их количество возросло на 9,6%. На эти происшествия приходится почти треть (32,1% или 17) всех погибших и более половины (51,6%, или 497) раненых.
Большинство ДТП с участием каршеринговых ТС зарегистрировано в НП (92,4%, или 708), на них же приходится и наибольшее число погибших (62,3%, или 33). При относительно небольшой доле ДТП вне НП (7,6%, или 58) доля погибших составляет более трети (37,7%, или 20), при этом количество ДТП увеличилось на 23,4%, число погибших — на 85,7%. Происшествия вне населенных пунктов характеризуются высокой тяжестью последствий (18,2; (рис. 2).

Без имени 2


Наибольшее количество ДТП с участием каршеринга зарегистрировано в выходные дни, на которые пришлась почти треть всех происшествий (32,6%, или 250). Доля погибших в таких ДТП выше и составила почти половину (43,4%, или 23) от всех погибших в ДТП с участием данного вида транспорта, при этом доля числа погибших в ДТП в воскресенье почти в два раза превышает долю количества ДТП (рис. 3).

Без имени 3


По вине водителей каршеринговых ТС совершено более двух третей (68,9%, или 528) от всех ДТП с их участием, доля числа погибших также составила более двух третей (67,9%, или 36; –5,3%) [1]. Тяжесть последствий ДТП, произошедших по вине водителей каршеринга, составляет 5,1.
Наиболее распространенными нарушениями ПДД, допускаемыми водителями каршеринговых ТС, являются нарушение скоростного режима (21%, или 111 ДТП), неправильный выбор дистанции (19,3%, или 102 ДТП), несоблюдение очередности проезда (16,7%, или 88 ДТП). Дорожно-­транспортные происшествия, связанные с выездом на полосу встречного движения, характеризуются наиболее высокой тяжестью последствий (17,3).
В двух третях происшествий (65,3%, или 500) участвовали водители каршеринговых ТС в возрасте 20–34 лет. Можно предположить, что лица данной возрастной группы являются наиболее активными пользователями каршеринговых сервисов. Распределение коэффициента виновности показывает, что водители более старших возрастов реже признавались виновными в совершении ДТП [3].
С участием водителей каршеринга в возрасте до 18 лет произошло 2 (0,3%) ДТП, при этом лица указанного возраста не могли быть допущены к управлению такими ТС. Данные водители были виновны во всех ДТП (рис. 4).
Водителями каршеринга со стажем управления менее 5 лет совершена почти половина (47,8%, или 252) от всех ДТП по вине таких водителей, на них приходится половина (50%, или 18) погибших. Обращает на себя внимание тот факт, что почти четверть ДТП (23,7%, или 125) и более четверти погибших (27,8%, или 10) приходятся на случаи, когда происшествие возникло по вине водителя со стажем управления ТС один год и менее. Такие водители чаще других становились виновными в совершении ДТП (76,2%; рис. 5).
По итогам 2023 года с участием водителей каршеринга с признаками опьянения произошло 75 ДТП, что составляет 9,8% от общего количества происшествий с участием каршеринга. Доля числа погибших в таких ДТП почти в три раза выше относительно доли ДТП и составила более четверти (28,3%, или 15) от всех погибших в ДТП с участием каршеринга, при этом такие водители были виновны почти в каждом ДТП с их участием (94,7). Тяжесть последствий ДТП по вине таких водителей составила 13,3.
Почти в двух третях случаев (65,3%, или 49) водители находились в состоянии алкогольного опьянения. В таких ДТП погибли 12 человек. Более чем в десятой части ДТП (13,3% или 10) водители находились в момент ДТП в наркотическом опьянении. В таких ДТП погиб 1 человек (рис. 6).
Необходимо особо отметить, что в 20 ДТП водители каршеринга не имели права на управление транспортными средствами, при этом данные водители были виновны в большинстве совершенных ДТП. Тяжесть последствий таких ДТП составила 5,9.
Еще в 11 ДТП (+83,3%) участвовали водители каршеринга, лишенные права управления ТС. Они являлись виновными во всех ДТП с их участием. Тяжесть последствий таких ДТП составила 7,1.
Подводя итог проведенному анализу аварийности с участием каршеринговых ТС, следует выделить следующее:
По итогам 2023 года при незначительном снижении количества ДТП с участием каршеринговых ТС отмечен рост числа погибших.
Происшествия с участием каршеринговых ТС зарегистрированы в 26 субъектах и на федеральной территории «Сириус». Более половины всех ДТП с участием каршеринга произошли в г. Москве, при этом их количество возросло.
Большинство ДТП с участием каршеринговых ТС зарегистрировано в населенных пунктах, на них же приходится и наибольшее число погибших. Вместе с тем происшествия вне населенных пунктов характеризуются высокой тяжестью последствий.
Наибольшее количество ДТП с участием каршеринга зарегистрировано в выходные дни. Доля погибших в таких ДТП выше и составила почти половину, при этом доля погибших в ДТП в воскресенье почти в два раза превышает долю количества ДТП.
Наиболее распространенными нарушениями ПДД, допускаемыми водителями каршеринговых ТС, являются нарушение скоростного режима, неправильный выбор дистанции, несоблюдение очередности проезда. Дорожно-­транспортные происшествия, связанные с выездом на полосу встречного движения, характеризуются наиболее высокой тяжестью последствий.
В двух третях происшествий участвовали водители каршеринговых ТС в возрасте 20–34 лет.
Водители каршеринговых ТС с признаками опьянения виновны почти в каждом ДТП с их участием. Такие ДТП характеризуются высоким значением тяжести последствий.

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.