Состоялось итоговое заседание коллегии Министерства транспорта РФ, где обсуждались результаты работы за 2023 год, задачи на 2024-й и плановый период до 2026 года.


Мероприятие под председательством министра транспорта РФ Виталия Савельева прошло в Российском университете транспорта (МИИТ). В нем приняли участие первый заместитель председателя Правительства РФ Андрей Белоусов, заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин, помощник Президента РФ Игорь Левитин, заместитель председателя Совета Федерации Николай Журавлев, председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, заместитель генерального прокурора РФ Николай Винниченко, генеральный директор — председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров, представители подведомственных Минтрансу структур, руководители предприятий транспортного комплекса, главы регионов.

«Мы не просто подводим итоги года, но завершаем работу в шестилетнем цикле. Минтранс России, перешагнувший 20-летний юбилей, находится в авангарде жизни страны. Трудовые коллективы много делают для поддер-жки СВО, колоссальная работа ведется по созданию защитной инженерной инфраструктуры. Мы должны сделать все для нашей победы и восстановления мирной жизни», — заявил Виталий Савельев, открывая заседание.

Андрей Белоусов подчеркнул, что транспортному комплексу страны в 2023 году удалось добиться значимых результатов, несмотря на санкционные ограничения и необходимость резкой перестройки логистических цепочек. «Положительную динамику показали грузовые и пассажирские перевозки. По ряду направлений они существенно превысили значения не только 2022-го, но и 2019 года», — отметил он. Впечатляют цифры по дорожному строительству. В прошлом году построено более 2 тыс. км федеральных и региональных дорог — на треть больше значения 2022 года.

Андрей Белоусов отметил, что абсолютным приоритетом ближайшего будущего является достижение целей, поставленных Президентом России Владимиром Путиным в ходе послания Федеральному собранию. «Для решения поставленных задач разрабатывается новый национальный проект по развитию транспортной инфраструктуры. Впервые в новейшей истории будет обеспечена увязка развития всех видов транспорта в единую систему. Разработку паспорта национального проекта «Транспорт» планируется завершить уже в апреле текущего года», — сообщил Андрей Белоусов.

Марат Хуснуллин напомнил, что в регионах выполнен беспрецедентный объем дорожных работ. «Благодаря системным решениям и постоянному вниманию и контролю со стороны Президента РФ Владимира Путина, личному участию председателя Правительства РФ, штабной работе с региональными командами транспортное строительство на протяжении четырех лет показывает положительную дина-мику. Строительная отрасль в целом с 2019 года выросла на 27%, на втором месте — транспортное строительство, на которое были выделены колоссальные средства — 1 трлн руб. за четыре года», — сказал зампред правительства. Национальный проект БКД является самым узнаваемым среди населе-ния и поддерживается гражданами. В дорожной сфере с 2020 по 2023 год удалось достичь рекордных результатов: построено, реконструировано и приведено в нормативное состояние 114 тыс. км автомобильных дорог, включая более 31 тыс. км в 2023 году, когда все регионы выполнили план по дорожному строительству.На два года раньше срока выполнен нацпроект по доведению до нормативного состояния региональных дорог (в нормативе свыше 53%) и дорожной сети агломераций (в нормативе более 82%). Как сказал Марат Хуснуллин, в стране будет создано единое бесшовное автомобильное пространство. Соответствующий меморандум под-писан Росавтодором с регионами на ближайшие пять лет.За последние годы существенно сократились сроки строительства. Например, дорога М-12 «Восток» протяженностью 810 км была построена за три года. Эта дорога станет основой скоростного транспортного маршрута «Россия» длиной 12 тыс. км от Санкт- Петербурга до Владивостока. 21 декабря 2023 года запущено движение по М-12 «Восток» от Москвы до Казани. До столицы Татарстана можно доехать всего за 6,5 часа. Дорога проходит по территориям пяти регионов: Московской, Влади-мирской, Нижегородской областей, Чувашской Республики и Татарстана. В 2024 году трасса придет в Екатеринбург, в 2025-м — в Тюмень.Транспортные коридоры «Север — Юг», «Россия», «Европа — Западный Китай», опорная сеть автомобильных дорог сформируют дорожный каркас страны. Продолжается работа по строительству обходов 50 городов, определяется первоочередность объектов, идет формирование бюджета.На новых территориях за 1,5 года отремонтированы 2 тыс. км дорог, запущен сухопутный коридор вдоль Азовского моря, в ближайшие пять лет дорожная сеть новых регионов будет доведена до нормативного состояния.

«Мы и дальше будем прилагать усилия по созданию инфраструктуры нового качества, обеспечению связанности территорий, долгосрочному устойчивому развитию нашей страны», — заявил зампред правительства. Министр транспорта РФ отметил, что отрасль успешно справилась с бес-прецедентными внешними вызовами и поступательно двигается вперед. Выполняются все поставленные Президентом и Правительством РФ задачи по развороту логистических потоков, обеспечению транспортной мобильности населения и переходу отрасли на отечественные решения. С 2020 года уровень кассового исполнения стабильно превышает 99%. По итогам 2023 года кассовое исполнение федерального бюджета составило 1 трлн 625 млрд руб., или 99,7% от доведенных объемов. На 2024 год Минтрансу России предусмотрено финансирование в объеме 1 трлн 545 млрд руб. за счет средств федерального бюджета. В 2023 году дорожный фонд составил 3 трлн руб., в том числе Федеральный дорожный фонд — 1,1 трлн руб., региональные дорожные фонды — 1,9 трлн руб.С 2022 года приведены в норматив более 1 тыс. мостов протяженностью 81 км, построены и реконструированы 128 сооружений протяженностью 14 км. В 2024 году планируется отремонтировать порядка 23 тыс. км дорог, построить и реконструировать еще 693 км федеральных дорог. По итогам 2023 года введены 12 объектов авиационной инфраструктуры, в том числе с опережением завершена реконструкция взлетно- посадочных полос в международных аэропортах Благовещенска, Магнитогорска и Архангельска. До конца 2024 года планируется обеспечить ввод в эксплуатацию девяти взлетно- посадочных полос и пять объектов инфраструктуры. В рамках федерального проекта «Развитие общественного транспорта» в 2023 году в 64 региона России поставлены почти 4,5 тыс. транспорт-ных средств, что превышает цифры 2022 года в 11 раз. Объем инвестиций на эти цели составил более 95 млрд руб.В 2024 году запланирована поставка более 7,7 тыс. транспортных средств, из которых по линии Минтранса — более 7 тыс. Всего до 2030 года российские регионы дополнительно получат около 40 тыс. автобусов, троллейбусов, трамваев, электробусов. В 2024 году планируется проведение мероприятий более чем в 80 пунктах пропуска.Важнейшим приоритетом является обеспечение транспортной доступности на территориях новых регионов России. В 2024 году запланировано восстановление более 1500 км автомо-бильных дорог и 20 искусственных со-оружений, завершение восстановления железнодорожного вокзального ком-плекса Мариуполя, а также поставка на безвозмездной основе 618 единиц техники и автобусов, увеличение мощ-ности перевалки портов Мариуполь и Бердянск до 5,9 млн тонн в год.

Игорь Левитин сделал акцент на том, чтобы в разрабатываемом национальном проекте «Транспорт» отдельный раздел был посвящен обновлению общественного городского пассажир-ского транспорта, который перевозит 9 млрд человек ежегодно. Эту идею активно поддерживают губернаторы. Левитин также призвал уделять внимание содержанию уже существующей дорожной сети, 85% которой соответствуют нормативам, указал на важность так называемой последней мили — конечного этапа доставки груза до потребителя, где задействованы 6 млн водителей. Одним из приоритетов работы Минтранса Игорь Левитин назвал решение проблем компаний, занимающихся экспортными перевозками. Многие из них находятся под санкциями, что серьезно осложняет их деятельность. Помощник Президента РФ напомнил, что в апреле все отраслевые комиссии Госсовета РФ, в том числе и комиссия по направле-нию «Транспорт», будут рассматривать национальные проекты, которые в мае поступят на утверждение президенту.

Евгений Москвичев сообщил, что ежеквартально в работе профильного комитета принимают участие заместители министра транспорта РФ, что способствует более быстрому принятию законов. «По итогам отчета министра транспорта РФ на «правительственном часе» в нижней палате парламента в постановление Госдумы были вне-сены 82% предложений, поступивших от партий и касающихся работы транспорта. Это говорит о поддержке транспортной отрасли депутатским корпусом», — сказал парламентарий. Продолжалась надзорная работа в сфере обеспечения транспортной безопасности. Особое внимание в условиях специальной военной операции уделялось вопросам защищенности объектов транспортной инфраструктуры, расположенных в субъектах РФ, граничащих с Украиной, в том числе на территории Республики Крым. В результате прокурорского вме-шательства доначислена и выплачена заработная плата на сумму более 1 млрд руб. С начала СВО повышенное внимание уделяется уровню защищенности и оснащенности пунктов пропуска через государственную границу. Принятые меры способствовали реализации около 2 тыс. мероприятий. Как сказал руководитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Виктор Басаргин, фокус Ространснадзора был нацелен на снижение административного давления на бизнес; количество проверок в 2023 году сокращено вдвое по сравнению с 2022–м, а если сравнивать с 2016–м, то в 70 раз.В рамках специальных режимов в прошлом году провели более 250 тыс. мероприятий, проверили более 900 тыс. объектов транспорта, выявили более 420 тыс. нарушений, совершили 56 тыс. профилактических визитов, что в 2,5 раза больше, чем в 2022 году. «Наша работа была переориентирована в сторону реагирования на индикаторы риска. В 2023 году они срабатывали 65 раз, в 2024-м эта работа будет продолжена», — отметил Виктор Басаргин. В 2023 году все государственные услуги были переведены в электронный вид. Ространснадзор завершил административную и структурную реформу, изменил структуру расчета оплаты труда, получил дополнительно почти 500 ставок инспекторского состава. Заработная плата в территориальных управлениях выросла в среднем на 30%. «Впервые за 20 лет мы стали конкурентными на рынке труда, — сказал Виктор Басаргин. — В 2023 году в бюджетную систему РФ также впервые направлено более 8 млрд руб., что превышает бюджетные расходы на наше содержание».

Статс-секретарь — заместитель министра транспорта РФ Дмитрий Зверев проинформировал, что в 2023 году по инициативе Минтранса Президент РФ подписал 34 федеральных закона в сфере транспортного комплекса, издал 479 нормативных правовых актов. С нормотворческой деятельностью неразрывно связана контрольно- надзорная деятельность. В транспортном комплексе количество плановых проверок сократилось на 97%, внеплановых — на 98%.В части интеграции новых территорий в правовое поле РФ Минтранс оказывает методологическую помощь органам государственной власти новых регионов посредством рассмотрения проектов разрабатываемых актов (рассмотрено 144 акта). План законопроектной деятельности Минтранса России на 2024 год содержит 23 законопроекта. По состоянию на 1 марта 2024 года Госдумой рассматриваются девять законопроектов в транспортной сфере, внесенных Правительством РФ. До конца 2024 года в Госдуму будут внесены 12 законопроектов, осуществляется разработка еще девяти законопроектов. «Решение задач национального раз-вития повлияет на рост качества жизни в стране, укрепит наш технологический суверенитет. И транспортному комплексу в этом процессе отведена особая миссия. Нам доверяют. На нас рассчитывают», — сказал в заключение Виталий Савельев. По традиции прошла торжественная церемония вручения государственных и ведомственных наград работникам отрасли за безупречный труд и добросовестную работу.

Татьяна Ларионова

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.