спасения дорожной отрасли

Власти страны сделали ставку на дорожное строительство, которое в итоге должно стать драйвером развития экономики в это непростое время.

Еще в самом начале марта, в момент введения санкций, дали понять: Россия не намерена останавливать дорожное строительство. Более того, именно оно должно стать драйвером развития обновленной экономики, которая, как обозначил Президент Владимир Путин, должна укрепиться и получить технологический и научный суверенитет.

Минтрансу РФ в 2022 году на организацию работ в рамках реализации федерального проекта «Развитие федеральной магистральной сети», входящего в состав нацпроекта «Безопасные качественные дороги», и федерального проекта «Строительство автодорог МТК «Европа – Западный Китай» выделены 12,8 трлн рублей субсидий. Средства предназначены для предоставления Росавтодору.

Ставка на дорожное строительство

Вице-премьер Марат Хуснуллин в докладе президенту заявил, что видит возможности для ускорения темпов строительства и реконструкции уже начатых дорожных и инфраструктурных проектов. «В ответ на все санкции будем работать в круглосуточном режиме, – заявил чиновник. – Наша задача сделать так, чтобы жители как можно скорее получили качественные дороги, социальные объекты, инфраструктуру».

Увеличено финансирование дорожного строительства

Финансирование дорожного строительства не просто сохранили, а решили его внепланово увеличить. Так, бюджет дополнительно выделил более 160 млрд рублей на строительство и реконструкцию федеральных и региональных дорог в РФ.

«Качественная дорожная инфраструктура нужна для развития экономики во всех регионах страны. На ее создание из федерального бюджета дополнительно выделим более 160 млрд рублей, – заявил премьер-министр России Михаил Мишустин. – Финансирование позволит в первую очередь ускорить реализацию крупных инфраструктурных проектов, которые окажут поддержку и смежным отраслям. Ну, а после завершения строительства улучшится транспортная связанность регионов».

Премьер-министр подчеркнул, что средства пойдут на конкретные объекты в Татарстане, Приморском крае, Белгородской, Кемеровской, Московской и Ярославской областях, а также в Ненецком автономном округе.

Кроме того, ожидается, что бюджет выделит еще дополнительно 20 млрд рублей на ремонт дорог в Крыму и Севастополе. По словам Марата Хуснуллина, соответствующие договоренности с Минфином уже есть. Так, в Крыму появятся съезды с трассы «Таврида» к курортным городам: на Южном берегу Крыма, Алуште, Судаку и Феодосии. Сдадут объекты в эксплуатацию в 2024 году, а некоторые, как отметил Хуснуллин, удастся ввести даже раньше.

Достроить начатое

На совещании у президента профильные чиновники отметили, что уделят отдельное внимание тому, чтобы начатые стройки в регионах ни в коем случае не остановились.

В Минстрое России также сделали акцент на том, что достройка всех запущенных объектов в рамках как федеральных, так и региональных программ для них первостепенная задача. «Реализация национальных и федеральных проектов на территории каждого региона – та задача, которую мы должны решить совместно со всеми органами власти разных уровней, несмотря на текущие экономические условия. Сейчас особое внимание уделяется работе с субъектами в части кассового исполнения по всем программам и проектам, чтобы обеспечить своевременное заключение контрактов и выход на стройки. Те меры поддержки, которые уже существуют позволяют это обеспечить», – подчеркнул министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

Мэр Москвы Сергей Собянин подтвердил, что столица не собирается останавливать ни строительство дорог, ни строительство метрополитена, ни закупку транспорта, ни работу с российскими железными дорогами и с правительством в части реконструкции пригородного сообщения и строительства центральных диаметров. «Все эти программы до последней будут реализовываться», – сказал Сергей Собянин.

В Ленинградской области продолжится строительство трех масштабных дорожных объектов во Всеволожском районе. На них из федерального бюджета выделено9 млрд рублей. Как уточнил глава региона Александр Дрозденко, эти средства являются прямыми инвестициями в экономику региона и качество жизни ее жителей, в том числе за счет того, что запускают вспомогательные производства вокруг дорожного строительства.

В Росавтодоре подтверждают, что сегодня финансирование программ и обязательства по контрактам осуществляются в полном объеме. «Все работы по строительству, реконструкции и ремонту подведомственных трасс идут в соответствии с заключенными ранее контрактами, отставания от графика нет», – уточняют в компании.

Бюджетные кредиты

Часть средств на строительство дорог регионы получают в рамках бюджетных кредитов. Этот инструмент появился не так давно, и регионы к нему сейчас активно подключаются. Так, например, Ленинградская область получила бюджетный кредит в размере 8,7 млрд рублей на строительство обхода Мурино в створе Пискаревского проспекта (сумма кредита – 2,2 млрд рублей), новый выезд из Кудрово на Мурманское шоссе (сумма кредита – 4 млрд рублей) и продолжение реконструкции Колтушского шоссе в сторону Колтушей (сумма кредита – 2,5 млрд рублей).

В рамках антикризисного плана власти усовершенствовали механизм: разрешили регионам менять проекты и сроки реализации объектов в рамках инфраструктурных бюджетных кредитов, а также дали возможность оперативно перераспределять бюджетные ассигнования. «Важно, что президент России особенно подчеркнул возможность увеличения количества таких кредитов для дорожных проектов, которые уже одобрены экспертизой», — добавил губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

Авансирование – до 80%

В рамках антикризисных мер власти намерены увеличить авансирование по строительству в рамках госзаказа. Изначально обсуждалась цифра – 50%, но на совещании у президента Марат Хуснуллин предложил увеличить авансирование до 80%. По мнению чиновника, это важная мера, которая в текущей ситуации действительно поможет сфере дорожного строительства.

Снижение административных барьеров

Параллельно с этим власти отменили ряд обязательных требований, чтобы ускорить инвестиционно-строительный цикл. В частности, сокращен предельный срок общественных слушаний при изменениях в градостроительную документацию до одного месяца, а также упразднен ряд процедур с целью сократить срок выдачи разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

При этом правительство получило право устанавливать случаи, при которых возможно внесение изменений в градостроительную документацию без проведения публичных слушаний, а земельных участков без проведения торгов. Норма будет действовать до конца года.

Параллельно с этим вице-премьер Марат Хуснуллин поручил Минфину и Минстрою выработать механизм упрощенного казначейского сопровождения при заключении контрактов.

Экспертиза без отрицательных заключений

ФАУ «Главгосэкспертиза» ввело новый порядок, согласно которому проекты не будут получать отрицательные заключения экспертов. Соответствующее поручение ранее дал вице-премьер Марат Хуснуллин. В ведомстве уточнили, что мораторий на отрицательные заключения временный и распространяется только на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий.

Кроме того, в приказе Главгосэкспертизы определены основания на проведение государственной экспертизы, по которым не выдаются сводные замечания, а также не производится досрочное расторжение договора. Ожидается, что эти меры позволят сократить сроки прохождения экспертизы, а строителям – быстрее приступать непосредственно к строительным работам.

Мораторий на проверки

Еще одной дополнительной мерой поддержки может стать мораторий на проведение проверок. Согласно предложению профильных чиновников, мораторий следует распространить на проверки госкомпаний в строительстве до конца 2022 года.

Госзакупки в упрощенной схеме

В пакете антикризисных мер есть и корректировки законодательства, которые упрощают конкурентные процедуры в рамках 44-ФЗ – в части случаев можно осуществлять закупки у единственного поставщика. Кроме того, до двух недель уменьшаются сроки прохождения процедуры по увеличению сметной стоимости по госконтрактам.

Также правительство РФ наделяется правом на установление порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия.

Цены на импорт

В рамках антикризисных мер правительство РФ уже обнулило ввозные пошлины на импортные строительные материалы. Речь идет не о всех товарах, а только о тех, что критичны для России. «С учетом инвестиционного строительного цикла нам нельзя останавливаться ни на один день, а только набирать темпы. Мы обнулили ввозные пошлины на товары критического российского импорта и этот список каждый день дорабатываем», – уточнил Марат Хуснуллин в ходе совещания с Владимиром Путиным о мерах социально-экономической поддержки регионов.

Напомним: доля импорта в дорожном строительстве составляет 5%.

Успеть до весеннего ограничения грузоперевозок

Есть и еще одна причина для ускорения сроков – приближающееся весеннее ограничение для движения большегрузов, что может значительно усложнить завоз стройматериалов на площадки. Законодатели озвучивают предложения пересмотреть данные ограничивающие меры. Однако дальше предложений обсуждение не заходит.

Экологический класс грузовиков

В пакете антикризисных мер есть предложение пересмотреть требования к экологическому классу грузовиков в части выбросов и временно их смягчить. Дело в том, что в грузовом сегменте возникла проблема выпуска техники классов «Евро-5» и выше из-за зависимости от иностранных комплектующих. Соответствующую инициативу сейчас разрабатывает Минпромторг.

Кадровый голод

Чтобы избежать кадрового голода в сфере дорожного строительства при увеличивающихся объемах, Минстрой запустил Кадровый центр. Это цифровая платформа, которая совмещает в себе электронную биржу труда и обучающий центр, где образовательные модули позволяют соискателю приобрести необходимые компетенции для последующего трудоустройства.

«С учетом текущей социально-экономической ситуации, основными инструментами для решения задачи по обеспечению строительной отрасли квалифицированными кадрами являются обучение и переподготовка кадров прежде всего по краткосрочным программам. Для организации системной работы в данном направлении создан Кадровый центр Минстроя России», – отметил первый заместитель главы Минстроя Александр Ломакин.

Напомним: для достижения национальных целей по строительству в отрасль требуется привлечь 1,5 млн работников до 2030 года.

Светлана Лянгасова

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.