14 октября в Сочи состоялась научно-практическая конференция «Нацпроект «Безопасные качественные дороги» — путь к созданию комфортной среды: Успехи. Вызовы. Перспективы». В мероприятии приняли участие помощник Президента РФ Игорь Левитин, министр транспорта Виталий Савельев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Ленар Сафин, председатель Комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев, руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков и др. Участники обсудили реализацию БКД и его роль в формировании опорной автодорожной сети.
Министр транспорта отметил, что за последние годы дорожники добились больших успехов: завершили строительство Крымского моста, дороги «Таврида», трассы М-11 «Нева». «В 2021 году после строительства и реконструкции будет введено в эксплуатацию 1380 км федеральных и региональных автодорог», — сказал Виталий Савельев.
В 2021 году сформированы перечни автодорог опорной сети в каждом регионе. Создание такой системы позволит обеспечить связи между основными точками генерации транспортного спроса. Сеть станет дорожным каркасом российской транспортной системы. Она включает все федеральные трассы и отдельные региональные дороги, которые были отобраны на базе транспортно-географических критериев, востребованности, социальной значимости и стратегии пространственного развития России.
Заместитель руководителя Росавтодора Игорь Костюченко отметил, что при формировании опорной сети сделан акцент на достижение целей федерального проекта «Региональная и местная дорожная сеть» в рамках БКД и их расширение на всю сеть. Федеральное финансирование данного проекта в 2021 году составляет 107,7 млрд рублей.
Дорожники ведут работы на 6350 объектах, 6025 из них будут введены в эксплуатацию в текущем году. По итогам сезона запланировано приведение в нормативное состояние 16,5 тыс. км дорог, а также строительство и реконструкция крупных объектов общей длиной почти 150 км. Игорь Костюченко подчеркнул, что к 14 октября объем выполненных строительно-монтажных работ достиг 83%, а кассовое исполнение — 71%.
Тем временем регионы продолжают улучшать автодорожные сети. 15 октября специалисты из Главгосэкспертизы РФ изучили проектно-сметную документацию на второй этап строительства и реконструкции автодороги А-289 Краснодар — Славянск-на-Кубани — Темрюк — дорога А-290 Новороссийск — Керчь. Эксперты выдали положительное заключение.
Данная автодорога протяженностью 150 км стала одной из самых востребованных трасс в Краснодарском крае после запуска автомобильного движения по Крымскому мосту в мае 2018 года. В ноябре того же года объект передан в ведение ФКУ Упрдор «Тамань» Федерального дорожного агентства. Высокая интенсивность автомобильного движения, особенно летом, продемонстрировала необходимость в увеличении пропускной способности трассы и строительстве новых обходов населенных пунктов. Это необходимо для увеличения транспортной доступности Керченского моста, скорости и комфорта при передвижении автомобилей.
Длина новой четырехполосной магистрали А-289 категории IБ составит 119 км. В рамках проекта на скоростной дороге специалисты построят мосты через реки Кубань и Протока, а также более 30 переправ, 15 путепроводов, 10 разноуровневых развязок и 160 малых искусственных сооружений. Первый этап строительства начался 1 июля 2021 года в Темрюкском районе Краснодарского края. Завершение всего комплекса работ, которые включены в БКД, запланировано на окончание 2024 года.
Документация, которая получила положительное экспертное заключение, предусматривает второй этап возведения А-289. Данный маршрут будет самым кратчайшим путем примыкания к федеральной трассе А-290 Новороссийск — Керчь. Дорожники планируют работать на территории Красноармейского и Славянского районов региона.
Специалисты разделили объем работ на втором этапе на три дополнительных в соответствии с заданием. Будут переустроены воздушные линии электропередачи ВЛ220, 500 кВ, инженерные сети газораспределения и нефтепровода, сети водопровода и связи, а также другие коммуникации в зоне строительства. Будет включена реконструкция мелиоративных систем вместе с их переукладкой. А также дорожники планируют возвести участок трассы протяженностью 51 км с шестью транспортными развязками и провести реконструкцию участков текущих дорог в границах транспортных развязок.
Будут построены мосты, путепроводы и пешеходный переход, уложены водопропускные трубы под транспортными развязками и съездами с площадок отдыха. На всем протяжении магистрали дорожники создадут остановочные полосы с твердым покрытием шириной 2,5 м, которые по конструкции соответствуют дорожной одежде основных полос движения.
Реализация БКД решит множество социально-экономических задач и будет способствовать улучшению качества жизни граждан. Национальный проект ускорит открытие новых безопасных и комфортных трасс, развязок и мостовых переходов, сократит число пробок и улучшит транспортную доступность регионов России.
Георгий Смирнов