Ближайшее десятилетие уже называют временем Большой стройки. В этот период планируется реализовать проекты, значимые и для России, и для всей Евразии, а также привести в порядок дорожную сеть в малых населенных пунктах.

 

Этот год ознаменовался не только активной работой над новыми национальными проектами, но и формированием транспортной идеологии. «Для себя мы определили миссию как создание самой эффективной в мире транспортной системы для увеличения конкурентоспособности экономики и качества жизни в России. Как говорит наш Президент, мы должны ставить самые амбициозные цели, иначе не достигнем никаких», — отметил министр транспорта РФ Роман Старовойт, выступая на Восточном экономическом форуме. При этом главными ценностями будут пассажиры, безопасность, служение и товарищество. Решать поставленные задачи предлагается через мероприятия обновленных национальных проектов.

НАЦПРОЕКТ «ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИ»

За время действия национального проекта БКД приведены в порядок федеральные трассы и практически 85% дорог крупных агломераций. Теперь перед транспортным комплексом страны стоит цель строго выдерживать этот уровень, сделав особый акцент на развитии региональной сети. Напомним, в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни» строительство развернется на территории двух тысяч опорных населенных пунктов. Среди них крупные агломерации, малые города и села всех российских регионов. Власти намерены возводить все, что необходимо для комфортной жизни: жилье, школы, детские сады, больницы, зоны отдыха и, конечно, подъездные пути. По предварительным оценкам, нацпроект позволит привести в порядок дороги общей протяженностью около 11 тысяч км.

«Сейчас мы формируем новый нацпроект, готовим адресный перечень вместе с субъектами Российской Федерации», — отметил Роман Старовойт. В отличие от БКД, выбор объектов теперь будет зависеть от влияния на демографическую обстановку в населенном пункте. Ремонт, реконструкция и улучшение логистической связанности должны влиять либо на повышение рождаемости, либо на сокращение смертности, либо привлекать на территорию новых жителей. Другими словами, чиновники будут следить за тем, чтобы строительная отрасль стимулировала рост населения в стране, поэтому все проекты развития должны будут получать согласование в Минтруде. Показатель уже заложен в основу нового национального проекта «Инфраструктура для жизни» и станет отражать эффективность работы каждого губернатора.

Если говорить в цифрах, то суммарный коэффициент рождаемости по стране предстоит поднять с 1,4 до 1,6 к 2030 году и до 1,8 к 2036 году. При этом 36% опорных населенных пунктов являются территориями «демографической зимы», где наблюдается наиболее тяжелая демографическая ситуация. Ожидается, что развитие инфраструктуры в их границах станет ключом к повышению рождаемости. Тестирование подхода прошло в Новгородской, Пензенской и Тамбовской областях. В частности, последний эксперимент показал, что строительство глубинной водозаборной скважины Терновского водозаборного угла, благоустройство дворовых территорий, разработка проектно-сметной документации для возведения нового корпуса Тамбовского учреждения здравоохранения, ремонт местных дорог и увеличение размера материнского капитала привели к увеличению количества беременных на 10%, а числа родов — на 12%.

Схожие результаты эксперты получили в Курильске (Сахалинская область), где с 2016 года появились новая школа, детский сад, хоккейный корт, девять многоквартирных домов, пешеходная набережная вдоль морского побережья, были благоустроены дворовые территории и проведен ремонт дорог. «Мы видим, как синхронно с ростом индекса качества города растет рождаемость, — отметила первый заместитель министра труда и социальной защиты России Ольга Баталина. — Такой четкий контроль нам нужен по каждому опорному населенному пункту». Продолжится и поставка новых единиц общественного транспорта в регионы.

Национальные цели предусматривают обновление парка в городах не менее чем на 85%, и, как отметил генеральный директор «Государственной транспортной лизинговой компании» Евгений Дитрих, все участники процесса готовы к решению поставленной задачи. Существенный задел на будущее уже предоставили нацпроект БКД и программа, утвержденная в прошлом году по Фонду национального благосостояния, а вместе с опытом совмещения различных источников финансирования власти ожидают серьезного эффекта. «Как институт развития мы выступаем за формирование нового стандарта по обслуживанию населения общественным транспортом. И регионы, которые в будущем будут участвовать в обновлении парка, должны будут присоединиться к этому стандарту», — указал Евгений Дитрих.

НАЦПРОЕКТ «ЭФФЕКТИВНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА»

Этот национальный проект также начнет действие в 2025 году и включит работы по девяти федеральным проектам. Среди них второй этап развития Восточного полигона, модернизация опорной сети аэродромов, совершенствование пунктов пропуска, становление Северного морского пути и возведение высокоскоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом.

Самыми большими проектами будущего периода станут дублеры Североамурского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, мост через Амур и переправа через реку Туманную. Последняя призвана стать крупнейшим пограничным сооружением (историческая договоренность о возведении объекта достигнута лидерами России и КНДР осенью 2023 года).

Помимо этого, специалисты приступят к реализации уникального объекта — трехпилонного вантового моста через реку Лену протяженностью 2,5 км с балочными эстакадами. Он свяжет федеральные трассы «Лена», «Вилюй» и «Колыма» с Амуро-Якутской железнодорожной магистралью, речным портом и международным аэропортом Якутска, что существенно улучшит транспортную доступность региона и сократит издержки в части северного завоза.

Одной из частей нового нацпроекта станет развитие Северного морского пути. Как подчеркнул заместитель председателя Правительства России Виталий Савельев, сегодня власти сконцентрированы на реализации проекта Большого Северного морского пути. «Это значит, что мы планируем перевозить грузы от Владивостока до Усть-Луги в Санкт-Петербурге и Калининграда. Для этого сейчас делается многое, в том числе и Росатомом», — отметил чиновник.

Для эффективной работы транспортного коридора требуется связать порты с сетью автомобильных дорог дополнительно, используя все варианты финансирования. Так, в Якутии планируется превратить федеральную трассу «Яна» в зимник продленного действия с помощью средств недропользователей, а в перспективе организовать круглогодичное движение и связать ее с магистралью «Колыма».

Продолжится и работа по развитию аэропортовой инфраструктуры. «В ближайшие 6 лет нам необходимо увеличить авиационную мобильность населения на 50%. Для этого решается задача модернизации трети объектов аэродромной сети нашей страны. Это не менее 75 опорных аэродромов, — отметил Роман Старовойт. — Мы набрали хорошие темпы. Все активнее используются программы государственно-частного партнерства. Бизнес охотно вкладывает средства в аэропортовую инфраструктуру и аэровокзальные комплексы». Так, сегодня на Дальнем Востоке продолжается реконструкция инфраструктурного объекта в Благовещенске, а до конца 2024 года будут сданы в эксплуатацию новые комплексы в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском и Магадане. В 2025 году специалисты приступят к строительству нового терминала в Чите. Одновременно с этим к 2030 году подрядчики модернизируют все 87 приоритетных пунктов пропуска через границу. Речь о тех объектах, через которые приходит более половины грузопотока страны. Как отметил Роман Старовойт, на эти работы сегодня направляются колоссальные средства и уже можно подвести первые итоги: в 2,4 раза увеличена пропускная способность объектов, расположенных на границе с Монголией. Активные работы запланированы на 15 пунктах пропуска, обслуживающих грузообмен с китайской стороной. Модернизация двух из них уже завершена.

В процессе работ меняется не только внешний вид объектов, но и технологическая составляющая. Так, отечественные цифровые решения позволили сократить до десяти минут ожидание в очереди каждого большегруза. По мнению Минтранса, без цифровизации невозможно создание лучшей в мире транспортной системы, поэтому сегодня идет работа над созданием трех платформ, которые дадут возможность к 2030 году увеличить долю перевозочных документов в электронном виде до 90%, а поездок с электронным подтверждением — до 65%. «Перед транспортным комплексом стоят большие вызовы, но я убежден, что профессионализм, опыт и наше желание обязательно позволят выполнить все поставленные задачи», — заявил министр транспорта России Роман Старовойт.

Светлана Лянгасов

КОНТАКТЫ
+7 495 748-36-84

107023, г. Москва, вн. тер. г. муниципальный округ Преображенское, 

ул. Электрозаводская, д. 24, помещение 1/1 (комната 308)

info@iz-dorogi.ru
+7 (495) 748-36-84,

Учредитель: АО «Издательство Дороги»

Журнал «Автомобильные дороги»
издаётся при поддержке Министерства транспорта РФ и Федерального
дорожного агентства.